При всплытии надо следить за поверхностью (статья основана на реальных событиях). В один прекрасный для дрифт-дайвинга (дрейфа по подводным течениям) день в открытом море у коралловых рифов бот должен был сбросить дайверов в воду на малом ходу и, не останавливая двигателей, подобрать их, всплывающих, ниже по течению. В первой паре дайверов были опытные, не раз нырявшие в течения, молодые мужчины – они с помощью дайвмастера и других дайверов проверили снаряжение (баллоны были полными), одновременно спрыгнули в воду и стали погружаться (бот лежал в дрейфе, двигатели работали вхолостую).
В воду готовились войти другие дайверы, но из-под бота послышался удар и то ускоряющийся, то замедляющийся шум работающих винтов, затем катер дернулся, у кормы показалась маска с трубкой, и через минуту на борт подняли тяжелораненого, быстро теряющего кровь дайвера. Ему начали оказывать первую помощь, останавливая кровь, уведомили о нем и другом дайвере, который не поднялся на поверхность (на помощь пришли прочие дайверы из этого района, и после поисков второй дайвер, также тяжелораненый, был найден на дне), службу береговой охраны США. Но оба дайвера утонули из-за болевого шока и серьезной потери крови.
Все произошло чуть ли не сразу после того, как дайверы опустились в воду, прямо под катером, но ни команда, ни другие дайверы, хотя и находились в нескольких метрах, не могли объяснить, почему погибшие всплыли именно в зоне работающих (также неясно, почему) кормовых винтов. Сложный юридический процесс тянулся несколько лет (в итоге выиграли его семьи погибших) из-за того, что возникали задержки и не хватало фактов – все снаряжение было исправно, но после несчастного случая его не проверяли. Чтобы разобраться, было решено использовать метод исключений, пока не отыщется наиболее вероятный сценарий трагедии.
Перед погружением несколько человек проверяли запас воздуха для дайверов, в том числе держась за вентили, и, видимо, один вентиль после полного откручивания был частично завернут назад, снизив поток воздуха на подачу на первую ступень регулятора (то есть он на поверхности работал, а на глубине – нет). Погрузившись, дайвер с пережатым вентилем подачи воздуха, заметив проблему с дыханием, поплыл к напарнику, подышать из его октопуса.
Поскольку оба погрузились прямо под ботом, их дрейф и дрейф катера были одинаковы, но дайверы, занятые совместным дыханием, не следили за поверхностью и непредумышленно всплыли у одного из его винтов. Из-за сильного удара изношенный механизм перешел с холостого хода на нормальную работу винтов (хотя обычно подобные столкновения не имеют тяжелых последствий), а дайверы, видимо, зацепились за опору и поэтому получили смертельные ранения от винтов.
Итоги:
— если обычно, открыв вентиль баллона полностью, вы ненамного подворачиваете вентиль назад, делайте именно так и не следуйте советам закрутить его сильнее, например, на пол-оборота;
— если погружение происходит не на морозе, перед входом в воду подышите из регулятора и следите за манометром: если все работает и клапан полностью открыт, стрелка манометра не должна заметно менять положения, дергаться и указывать на резкое падение давления в системе;
— если вы с напарником производите совместное дыхание из одного источника, смотрите не только друг на друга, но и за спину друг другу, и при возможности остановитесь либо замедлите подъем с целью проконтролировать перед всплытием поверхность и друг друга;
— если сходите либо поднимаетесь на борт дайв-бота, держитесь как можно дальше от винтов, даже если двигатель заглушен;
— пока член команды не даст сигнал, что все в порядке, и двигатель не будет заглушен, не приближайтесь к боту.