Жак-Ив Кусто — человек ставший легендой еще при жизни. Талантливый, любознательный, увлекающий своими идеями Жак-Ив не зря получил свое прозвище «командор Кусто», так как именно благодаря ему многие открыли океан изнутри, занявшись дайвингом. Жак-Ив родился в семье адвоката 11 июня 1910 года. Мальчик рос болезненным и слабым ребенком.
Из-за частых переездов у Жака были проблемы с учебой, однако когда семья окончательно обосновалась во Франции, Кусто достаточно быстро наверстал упущенное. После окончания лицея у Жака не было вопросов куда поступать — он с детства любил море, поэтому, поступив и блестяще окончив в 1933 году Брестскую военно-морскую школу, лейтенант Кусто начал службу на крейсере «Примога».
Увлекающаяся и любознательная натура Кусто толкала его всю жизнь к новым высотам, и вскоре Жак-Ив пробует свои силы в военно-морской авиации, но случилось несчастье… На горной дороге, по которой лейтенант Кусто мчался на большой скорости, случилась авария. Восемь месяцев Жак-Ив проходил курс реабилитации, восстанавливая физическое здоровье. Возможно в том, что он справился с частичной парализацией правой руки и поврежденным позвоночником, большая заслуга его силы воли, а возможно взаимная любовь к Симоне Мелькиор.
О военной карьере после аварии пришлось забыть, и молодожены уехали в Тулон, где на крейсере «Сюфрен» Жаку-Иву предложили место инструктора. В принципе, можно сказать, что Тулон и есть место рождения современного дайвинга. Именно в Тулоне Кусто впервые купил невообразимую для того времени новинку — очки для плавания под водой. В Тулоне же он подружился с Фредериком Дюма, более известным как Диди, любителем подводной охоты, который и приобщил Кусто к погружениям.
Практический ум Жака-Ива и желание передвигаться в воде более долгое время, подтолкнуло молодого человека к экспериментам со снаряжением того времени. Результатом работы стало появление в 1943 году первого акваланга, который был сконструирован и запатентован совместно с Эмилем Ганьяном, инженером компании «Air Liquid». Мало того, что появление акваланга было воспринято «на ура» военными, оценившими всю пользу этого устройства для нужд подводных операций Второй мировой войны, возможность проводить спуски на глубину до 90 метров открыла новые горизонты для исследования морских глубин ученым и любителям.
Отметим еще одну дату — 1944 год, когда в Париже впервые была показана кинолента «Затонувшие суда», открывшая эру подводного кинематографа. После окончания Второй мировой, Ганьян и Кусто начали производство аквалангов в промышленном масштабе, открыв фирму «La Spirotechnique» — дочернее предприятие «Air Liquid». Дела фирмы семимильными шагами пошли в гору: помимо продажи подводного снаряжения, на ее базе проводили обучение азам дайвинга, специалисты фирмы привлекались к разминированию акваторий и научным исследованиям.
Последнее направление было очень близко Кусто. Он с удовольствием участвовал в океанологических экспедициях, параллельно совершенствуя мастерство съемок, адаптируя приборы освещения и камеры для работы в подводных условиях. Наконец, в 1950 году фирма Кусто решает запустить свой исследовательский проект. Наняв у Томаса Гиннеса за 1 франк в год минный тральщик, команда Кусто переоборудовала его, оснастив первой в мире подводной телесистемой. Так появился легендарный «Калипсо», с борта которого были сделаны первые фотографии морского дна с глубины более 7000 м.
«Калипсо»- не просто судно. Это название сегодня стало брендом. Вряд ли в современном мире можно найти человека, который не смотрел хоть одну серию «Подводной одиссеи команды Кусто». И в каждой серии «Калипсо» был самым главным участником, одним из персонажей, одушевленным товарищем. «Калипсо» побывал практически во всех уголках водной поверхности Земли, участвуя в деятельности «Общества Кусто» — организации нацеленной на освещение экологических проблем морской среды.
Первая книга Кусто «В мире безмолвия», написана на «Калипсо» в 1953 году. В 1956 году по книге сняли художественно адаптированный фильм, получивший Оскара и французскую Золотую пальмовую ветвь. Следующий фильм — «Водолазы-разведчики», в котором команда Кусто принимает непосредственное участие, снимается в Голливуде. Этот фильм становится прекрасной рекламой аквалангов для простых людей и дайвинг начинает набирать популярность в США, где на пост президента U.S.Divers Corporation справедливо выбирается Жак-Ив Кусто.
В 1957 году Кусто утверждают на должность директора Океанографического музея государства Монако. В принципе, это свидетельствовало о мировом признании достижений командора и пике его карьеры. Но, Кусто не был бы командором, если бы остановился. Поэтому Жак-Ив совмещал все что можно: и официальные должности, и административную работу и исследования на «Калипсо».
Под его руководством конструируется батискаф для изучения подводной среды обитания, проводятся испытания автономного дыхательного аппарата, способствующего долговременному пребыванию на морском дне людей, находящихся на специальных подводных станциях. Кстати, кинолента, повествующая об этих морских станциях называется «Мир без солнца», была отмечена Американской киноакадемией в 1965 году. 25 июня 1997 года командора Кусто не стало. Он скончался от инфаркта миокарда. Мир потерял великого исследователя, бесспорного лидера и борца за чистоту океана. Но, экологическое общество и «Команда Кусто», его книги и фильмы остались с нами. Спасибо вам, Командор!