Изучение Байкала длится уже не один десяток лет и до сих пор многие загадки этого озера так и остаются нераскрытыми. Озеро неохотно расстается со своими секретами. Однако, некоторые открытия все же случаются. Так, благодаря технодайверам, специалистам Лимнологического института удалось получить визуальное подтверждение версии о том, что около ста тысяч лет тому назад уровень озера был гораздо ниже. Подобная гипотеза озвучивалась не один раз. Ученые предполагали, что уровень Байкала был ниже существующего примерно на 40-70метров, однако тому не было документальных подтверждений.
Это продолжалось до того момента, пока во время занятий на курсах технодайвинга сотрудники института не наткнулись на нечто, очень напоминавшее оползень или обрыв. Удивительный разлом был обнаружен на глубине около 60-ти метров, неподалеку от того места, где берет свое начало Ангара. К месту загадочного разлома отправилась специальная экспедиция. Детально изучив материал, добытый для исследований и проведя специальные анализы, ученые пришли к выводу, что разлома, как такового, не было, а просто произошел типичный оползень.
Однако ученых заинтересовало не сам оползень, а как раз то, что вышло из под него. В месте оголенного разреза оказалась окатанная галька. Проведя пробы на гранулометрию и окатанность гальки, ученые получили данные, подтверждающие тот факт, что уровень Байкала (больше ста тысяч лет назад) находился ниже сегодняшнего на 39-42м. Но остается неясным, что же именно послужило причиной изменения уровня — опускание суши или же поднятие самого уровня Байкала. Что произошло и в какое точно время — это еще предстоит определить ученым.
Ученые надеются, что, исходя из полученных результатов, можно будет получить более полную картину того, как именно происходило формирование Байкала, как смена уровня озера влияла на его обитателей — какие организмы могли погибнуть, какие — приспособиться к новоявленным условиям. Сотрудникам Лимнологического института, при проведении водолазных работ, приходится порой сталкиваться с довольно странными явлениями, очень часто не имеющими объяснений. Так, когда на дне Байкала проводились работы по прокладыванию кабеля (от материковой части к острову Ольхон) была обнаружена ровная дорога, идущая по дну пролива и излучавшая свет. Дороге дали название — лунная, но, как и когда она образовалась — остается тайной.
Прокладка кабеля оставила у сотрудников института множество ярких и интересных воспоминаний. Так, однажды, дайверы обнаружили каркас затонувшей деревянной баржи. Очень интересный и любопытный факт — баржа вся обросла губкой, но губки не бывает на песчаных грунтах. Если же она есть на этой затонувшей барже, значит, в самом озере можно создавать фермы где будут выращиваться губки. Ведь известно, что она очищает и фильтрует воду. Понятно желание водолазов, найти еще какие либо затонувшие объекты. Однако, для этого нужно, в первую очередь, знать точное место. Ну, пока ходят только слухи о том, что такие места на Байкале все-таки существуют.
Так, к примеру, поговаривают о том, что на дне этого удивительного озера (вроде бы в районе КБЖД) может лежать железнодорожный состав. По свидетельствам, в 1900году с ледокола «Байкал» упали в воду и затонули четыре вагона, загруженные пулеметами и трехлинейками. Может быть, именно это и дало пищу разговорам о целом железнодорожном составе.
Кстати, до сих пор не понятно — куда же делся сам знаменитый ледокол «Байкал». Известно, что он был сожжен в 1918 году (в августе) около пристани Мысовой. Уцелевшие части металлического каркаса ледокола долго было видно над озером. Версий, куда же делись останки легендарного ледокола, до сих пор выдвигается множество. По одной из версий — каркас, в тридцатых годах, забрали на переплавку. Но, как считают специалисты, днище самого ледокола могло сохраниться и, весьма вероятно, покоится на дне Байкала до сегодня. Разгадать эту тайну озера еще не удалось никому.