На дне Баренцева моря до сих пор лежит множество затопленных судов, свидетелей разных исторических событий. Больше всего находок относится к периоду мировых войн. Ведь тогда суда гибли и уходили на дно со всем содержимым трюмов. Это и известный караван PQ-17, включающий 34 корабля, шедших с ценным грузом на борту в СССР. Большая часть кораблей из каравана утонула. Лежат на дне английские и немецкие суда и субмарины. Не раз экспедиции исследователей погружались, чтобы постичь их тайны.
Однако погибшие суда интересуют и привлекают не только исследователей. Сегодня погружение к затонувшим кораблям — бизнес, приносящий неплохой доход. За деньги любой желающий дайвер может нырнуть к судам и осмотреть их. Ведь многие вещи на погибших кораблях лежат там, где их застала трагедия. Не стоит забывать и о кладоискателях, которые опускаются на дно Баренцева моря в надежде найти затонувшее золото.
Ведь именно здесь был совершен подъем на поверхность золота в количестве 5 тонн с глубины 260 метров. Это сенсационное мероприятие происходило в 1981 году, а поднимали золото с затонувшего крейсера «Эдинбург», который принадлежал Великобритании и перевозил золотые слитки, которыми держава намеревалась расплатиться с союзниками за технику и военное оборудование. Кстати, большую часть находки передали нашей стране.
Есть и те, кто ищет сокровища, тщательно подготовившись и поработав в архивах. Затем снаряжаются поисковые экспедиции, оснащенные по последнему слову науки и техники. Однако очень часто такие экспедиции сопровождаются разграблением исторических памятников. Ведь до сих пор не выработано законодательных норм, которые бы регламентировали работу по подъему затонувших судов на международном уровне. Вот над этим еще предстоит потрудиться.