В 2008 году аквалангисты-исследователи А. Быков и А. Спиридонов, погружаясь в Севастополе, нашли на дне несколько субмарин. Проведя обширную исследовательскую работу с использованием архивных документов и фотографий, удалось определить, что одна из найденных подлодок — немецкая субмарина UB-7. Весной 2009 года аквалангисты продолжили свою работу, ведь осталась неузнанной еще одна лодка. Она лежала на дне практически ровно, лишь корпус был слегка зарыт в песок и поднят над дном. Обращала на себя внимание непривычная форма кормы и носа, а также красивый корпус. О своих исследованиях рассказывает аквалангист Андрей Быков. Он с особым рвением взялся за идентификацию субмарины, полагая, что это не составит труда благодаря ее нетипичному корпусу.
Вновь обратившись к архивам, Быков установил, что в апреле 1919 года союзные войска Англии и Франции потопили 13 лодок, принадлежащих Российской империи. В ближайшие десятилетия восемь из тринадцати лодок были подняты на поверхность. Об оставшихся подводных лодках — «Кашалоте», «Нарвале», «Гагаре», «Скате» и «Карасе» информацию найти не удалось. Быков сделал вывод, что эти подлодки так и покоились на дне. В работе по идентификации лодки огромную помощь Быкову оказала Оксана Истратова, знаменитый аквалангист и мастер технических погружений. Работая в архиве, оба сначала пришли к выводу, что найденная субмарина — это «Карась». Об этом говорили протяженность лодки (40 метров), внешний вид корпуса, рубка.
Проводились заключительные работы — нужно было освободить рубку от грунта и ила. Однако вскоре выяснилось, что рулевое колесо на деле находилось немного не там, как на фото «Карася», да и рубка была заостренной, а не закругленной. Да и длина корпуса была 33-34 метра. Первоначально Быков списал это несовпадение на то, что недостающие 5 метров ушли в грунт и покрыты илом. Полностью очистив лодку от ила и обнаружив винт, был сделан окончательный замер длины корпуса, который показал всё те же цифры — 33-34 метра. Стало ясно, что неизвестная субмарина — это явно не «Карась».
Снова вернулись к архивам. Подобная длина была характерна только для субмарин, построенных по программе «Касатка». Всего их было шесть, а на Севастопольском рейде стояли две — «Скат» и «Налим». Программу «Касатка» разрабатывали корабельный инженер И.Г. Бубнов и капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев, естественно, заручившись поддержкой императора Николая II. Перед ними стояла следующая задача. Нужно было добиться погружения на сто метров за пять минут, а также субмарина должна была обладать запасом кислорода на двенадцать часов.
Так была изготовлена первая подлодка — «Касатка». Строительство ее началось в марте 1904 года на Балтийском заводе. А готова она была уже в июле, ведь началась русско-японская война, и каждое военное судно было на счету. Уже к августу действующий Черноморский флот пополнился еще пятью лодками — «Фельдмаршал граф Шереметев», «Макрель», «Скат», «Налим» и «Окунь». Однако уже первое испытание субмарины «Касатка» обернулось провалом. Она практически не держалась горизонтально. Вот почему ее сразу же отправили на доработку, в результате которой на корму была установлена рубка-поплавок. Последующие погружения выявили ряд новых недостатков, которые сказывались на плавучести субмарины.
К тому же продолжалась русско-японская война, флот требовал пополнения. Было решено отправить подводную лодку с имеющимися недостатками прямо во Владивосток, чтобы переделать ее уже там. Новые испытания выявили новые недостатки, например, продолжительное время залегания на дно, неполадки с вертикальным рулем, низкая устойчивость на глубине. Не менее существенным недостатком подводной лодки «Касатка» были неогрожденные средние рубки, благодаря чему даже небольшая волна, накрывающая лодку, находящуюся над водой, попадала на палубу, а оттуда внутрь. Нужны были дополнительные рубки, и они были сделаны специально для субмарины на Балтийском заводе и доставлены во Владивосток. После их установки проблема была решена.
Еще две субмарины «Скат» и «Налим» были отправлены на место их дислокации у Черного моря в конце 1914 года. Эти подводные лодки из-за многочисленных доработок сильно менялись, в том числе и внешне. Так, специально для подводной лодки «Скат» ее командир Николай Гудим создал шноркель, причем это было сделано на три десятка лет раньше, чем у немцев. Таким образом, российская империя имела несомненное преимущество в строительстве подводных лодок. А теперь несколько интересных фактов из истории субмарины «Скат».
Строительство подводной лодки «Скат» была начато на Балтийском заводе в марте 1904 года. Субмарина была отнесена к разряду подводного миноносца. По прошествии нескольких месяцев, 31 мая 1904 года, она получила имя «Скат». Уже 21 августа 1904 года, то есть спустя пять месяцев, субмарина была спущена на воду. Первые опытные погружения начались 6 октября 1904 года, а уже 2 ноября того же года подводная лодка «Скат»; была переброшена с железнодорожным составом во Владивосток. 13 декабря 1904 года субмарина прибыла на место дислокации. Переезд прошел весьма успешно. 1 января 1905 года «Скат», наряду с другими подводными лодками, вошел в состав отряда миноносцев, базировавшегося на мысе Эгершельд.
К концу марта 1905 года субмарина была окончательно смонтирована и отправлена на испытания. Первый учебный выход в открытое море состоялся 3 апреля 1905 года. 13 июня 1905 года произошел первый учебный выпуск мин, из 10 мин 6 попали в цель. С октября 1905 года по февраль 1906 года «Скат» провел свою первую зимовку в порту Владивостока. Важное событие произошло 6 марта 1906 года, когда «Скат» получил статус подводной лодки. Проведенные учебные погружения показали, что субмарина нуждается в некотором усовершенствовании. Их проводили здесь же во Владивостоке, на Механическом заводе. Так, была налажена средняя рубка, специально для этого изготовленная на Балтийском заводе и доставленная во Владивосток.
С осени 1906 года по зиму 1913 года никаких значимых событий, затронувших подводную лодку, не произошло. Зимой 1913 года на лодке был произведен генеральный ремонт. С конца 1914 года по зиму 1915 года субмарина была демонтирована и перевезена на поездах в Севастополь, к месту последней службы. Уже в январе 1915 года подводная лодка «Скат» была включена в состав Черноморского флота. Тогда же, в 1915 году, субмарина приняла первое боевое крещение, участвуя в военных действиях на Черном море. В ее обязанности входил дозор у крымских берегов. Для этого на ее борту поставили дополнительное орудие калибром 47 миллиметров. В феврале 1918 года субмарина была причислена к порту в Севастополе на хранение. Ее вывели из числа действующих миноносцев.
1 мая 1918 года, когда немецкие части вступили в Севастополь, субмарина попала под контроль оккупантов. Когда в ноябре 1918 года Германия капитулировала и покинула Севастополь, лодка оказалась под властью союзных войск Англии и Франции. В апреле 1918 года опасаясь перехода подводных лодок под контроль красноармейских войск, по приказу союзников «Скат», а так же другие субмарины («Орлан», «Гагара&», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Судак», «Лосось» и «Налим») на буксирах вывезли из Севастополя и затопили. За годы существования и эксплуатации субмарины, у нее сменилось 14 командиров. Ее первым командиром с 1904 по 1907 годы был Тьедер М.М., а последним ею командовал Монастырёв Н.А. в 1917 году.
Вот такими были основные характеристики субмарины «Скат» сразу после ее изготовления. Длина корпуса субмарины составляла 33, 5 метра. Ширина корпуса — 3 метра 35 сантиметров. Возможности погружения — 50 метров. Изначально на субмарине имелись 4 торпеды Джевецкого, а в начале первой мировой войны в 1915 году было установлено дополнительное орудие калибром 47 миллиметров. Все эти факты помогли исследователям А. Быкову и А. Спиридонову в идентификации найденной на дне субмарины. На фотографиях подводных лодок на носу располагалось название лодки. Было принято решение очистить нос. Быкову в этом помогал Алексей Бондарь. При расчистке на левой стороне борта, освещенного фонарем, явственно стали видны буквы, сложившиеся в название субмарины — «Скат». Так был разгадан секрет таинственной субмарины на Севастопольском рейде.