В мире есть много мест, известных как «кладбища кораблей». Места, где на сравнительно небольшой площади потерпело кораблекрушение или затонуло по каким-то причинам большое количество судов. Хочу поведать вам об одном из таких трагических мест — Керченском проливе. Пролив мелководен, видимость в основном составляет 1-2 метра.
Когда опытные покорители Красного моря интересуются, почему нас туда тянет, если там такая плохая видимость, то мы в ответ только довольно улыбаемся. Любая экспедиция при условии хорошей работы с архивами и при наличии качественных поисковых приборов приносит нам потрясающие трофеи. Почти все возвышения (кроме скал, конечно) оказываются или военным объектом, или на худой конец остатками парусного судна. Я попробую рассказать о кораблях, найденных и исследованных нашим клубом в Керченском проливе.
С первыми затонувшими объектами я был знаком с самого детства, так как родился в маленьком селе на побережье пролива. В большинстве своем это маленькие катера, затонувшие в ноябре 1943 года во время высадки Эльтингенского десанта, когда вражеская артиллерия и шторм потопили много самых разных десантных плавсредств. Помню, как будучи подростком, надев маску с трубкой, мы погружались за смертоносными вещами, которые в огромном количестве усеивали места высадки десанта.
А после мы пекли на костре мидии рядом со странной трубой диаметром в полметра (как выяснилось потом, это была торпеда, выкинутая морем на берег), и наше счастье было безграничным. Когда проходили зимние штормы, песок с берега смывался морем, наша ватага неслась на пляжи и подбирала все ценное, что до этого пряталось в песке. Потрясало большое число человеческих останков. Что только нам не попадалось: боеприпасы, стрелковое оружие, древние сосуды и монеты практически всех времен, кучу разной утвари всяких эпох.
При постоянном участии в подводных экспедициях мне часто приходилось встречаться с людьми, которые по роду своей деятельности (сборщики моллюсков, водолазы и т.д.) могли показать места гибели тех кораблей, которые им попадались во время работы. Но крайне редко они давали точные координаты (наверно, считали эти данные огромной тайной). Поэтому целью клуба во время экспедиции было не только отыскать судно, но и попробовать его опознать.
Главных объектов было три:
«Антон Чехов»
Санитарный транспорт. Покоится на глубине 6 метров. 14 апреля 1942 года покинул Новороссийск. Около Тобечикского озера наткнулся на донную мину. Взрывом снесло полубак. Погибло почти 200 человек, 50 получили ранения. Лежит на глубине 6 метров. При осмотре корабля расположение кают определить не удалось. Корпус судна полностью разрушен. Из добытых с транспорта трофеев самым интересным была медная лампа.
«Ростислав»
Линейный корабль. Спущен на воду в 1895-1899 годах. Принимал активное участие в Первой Мировой войне: проводил блокадные операции, защищал минно-заградительные действия, открывал огонь по берегу противника, в 1916 году поддерживал наступательные операции, участвовал в обороне Констанцы. В ноябре 1920 года был затоплен, чтобы усложнить выход кораблей красных их Азовского моря. Судно погрузилось в ил почти на 10 метров. От него остался один остов. Орудий не наблюдается, ничего ценного не найдено.
Плавучий док.
Покоится на глубине 13 метров. По данным архивов, 13 ноября 1943 года взорван советскими войсками при оставлении Керчи. Обстоятельства его гибели весьма таинственны. Обломки дока до сих пор лежат на отмели возле Кизиульского маяка. После расспросов местного населения и свидетелей выяснилось следующее. Док из Керчи буксировали в какой-то кавказский порт. На нем были эвакуируемые ценности (швейные машинки, посуда и т.д.) и беженцы. На удалении 3-4 км от берега док подвергся атаке немецкой авиации. От попадания бомб док распался на две части.
Мы осмотрели в 1997 году затонувшую часть дока, но ничего достойного внимания не нашли. Местное население, как в военное время, так и в мирное подняли много ценного. На берегу нам повстречалась подозрительная личность: какой-то тип, имевший при себе акваланг, проводил поиски, как он сам выразился, «баржи с углем». Теперь с уверенностью можно утверждать, что он пытался найти вторую часть дока.
По данным гидролокатора, в 6 км от лежащего на берегу корабля отмечено местонахождение на грунте объекта. Вероятно, это и есть вторая половина дока. К сожалению, мы не смогли там побывать. Крупные корабли на мелководье быстро разрушаются. В районе мыса Такиль мы нашли маленькое судно. Корпус неплохо сохранился, нет только носовой части. После экспедиции мы все же смогли установить название и причину затопления этого корабля.
«Коминтерн».
Сторожевой катер №1211. Глубина примерно 15 метров. В прошлом рыболовный сейнер. 8 мая 1942 года был в дозоре. Подвергся атаке немецким бомбардировщиком и был затоплен. Все члены команды спаслись. Несколько раз мы встречали крошечные катерки, настолько разбитые волнами и временем, что их невозможно было идентифицировать. В районе села Героевского на небольшом удалении от берега мы нашли три немецкие десантные баржи, правда, смогли погрузиться только на одну. Изучив кое-какие источники, нам удалось узнать ее номер и причину гибели.
F-323А
Быстроходная десантная баржа. Лежит на глубине около 8 метров, возвышается над грунтом на 2 метра. 24 января 1943 года подорвалась на донной мине и затонула. Погибло 14 человек. У баржи основательно разрушена носовая часть. Надстройки нет. В корме заметен зенитный автомат. Из интересного — несколько зенитных снарядов.
При нашем погружении в тот день видимость под водой была не более полуметра. Всего у крымского берега Керченского пролива покоится на глубине около тридцати судов, которые можно идентифицировать. Черное море, хоть и не может похвастаться прозрачностью воды, но по количеству затонувших объектов и по их исторической значимости оставляет далеко позади многие любимые дайверами места.