Даже не имея дорогой камеры, хорошие снимки можно получить обычной цифровой «мыльницей» с внешней вспышкой. Очень часто бывает так, что будущий фотоохотник приобретает камеру для съемок на поверхности, а затем пытается приспособить ее для подводной съемки. Конечно, лучше сразу выбирать аппарат для подводной фотографии вместе с боксом, к примеру, SeaLife DC600 от Sea&Sea.
Когда бокс идет с камерой и заточен под конкретную модель, с камерой легче работать, к ней можно присоединить без труда вспышку. Но если случилось так, что фотоаппарат у вас уже есть, а мысль заняться съемками под водой пришла потом, то необходимо правильно подобрать бокс. Для многих моделей подойдут боксы Ikelite, но и для моделей, к которым таких боксов нет, можно найти подходящий. К примеру, для Sony DCS-N2 подойдет довольно компактный и недорогой бокс фирмы Sony.
Более сложная задача — выбор вспышки. На боксе часто просто нет разъема для внешней вспышки, а чтобы она работала, необходимо синхронизировать ее со встроенной вспышкой, при помощи кабеля или трансмиттера. Важность внешней вспышки определяется необходимостью получить фото с нормальными цветами, для этого вспышка не должна быть слишком близко к объекту, иначе она создаст «снег», осветит мелкие частицы, свет должен быть достаточно мощный, пробивающийся сквозь голубой фон морской воды и обеспечивающий нормальное освещение на расстоянии.
Если взять идеальные условия для съемки, с прозрачной водой, близко к объекту, то получить хорошие цвета можно и со встроенной вспышкой, но такая вероятность довольно невелика. Портативные цифровики многих моделей работают с «предвспышой», которая представляет собой ряд коротких вспышек, отражающихся от объекта и определяющих мощность экспозиции, и «действительной вспышкой». Так как «предвспышка» занимает мгновение, то часто происходит срабатывание внешней вспышки в это время, а ко времени «действительной вспышки» она не успевает снова зарядиться. К тому же «предвспышка» у каждой модели действует по-своему, что затрудняет подбор и синхронизацию.
Для решения этой проблемы вспышки Sub strobe от Ikelite делают предвспышку и замер по специальным схемам с боксом Ikelite, поэтому их нельзя использовать с другими боксами. Некоторые вспышки, подходят к боксам многих компаний, но осуществляют только синхронизацию без TTL-замера экспозиции. Самые лучшие подводные вспышки такие, в которых можно регулировать мощность кнопками на задней верхней панели, то есть устанавливать экспозицию фактически, наблюдая объект с помощью дисплея. Постепенно фотограф уже довольно точно отгадывает требуемую мощность.
Итак, подобрать вспышку совместимую и с боксом, и с камерой, сложно, но можно. Если взять ту же Sony DCS-N2, то подойдут ручная Ikelite DS51, Sea&Sea YS-27DX, SeaLife Digital Flash и некоторые другие модели. В Ikelite датчик внешней вспышки считывает свет с датчика вспышки на камере, высокая чувствительность датчика и его расположение близко к камере позволяет добиться хорошего результата. Недостатком является некоторое количество «снега», образующегося при фотографии, потому что вспышка очень близко находится от объектива. Для устранения этого недостатка Ikelite предлагает использовать отражатели.
Вспышки Sea&Sea и SeaLife фотографы предлагают использовать с соответствующими аксессуарами, которые позволяют держать кабель перпендикулярно вспышке с помощью винта (SeaLife FlashLink), его можно приклеить с помощью силикона, если самоклейка плохо будет клеиться. Под водой эти вспышки дают возможность регулировать мощность освещения, присоединять рассеиватели, они отлично синхронизируются, компактны. Таким образом, использовать «мыльницу» очень даже можно, соблюдая ряд условий:
— не стоит пользоваться автоматической сверхчувствительностью (Auto ISO), так как она настроена на внешнее естественное освещение;
— лучше всего использовать функцию «облачный день», которая лучше всего подходит для баланса белого цвета под водой, экспозицию и цветовой баланс настраивайте заранее;
— автоматика компактной камеры превосходная на поверхности не подходит для глубины, используйте ручные настройки;
— так как вспышки таких камер довольно слабые, старайтесь подойти как можно ближе к объекту съемки;
— заранее изучите свою камеру, хорошо овладейте всеми нужными вам функциями;
— обязательно научитесь использовать макросъемку. Обычно она обозначается в фотоаппарате в виде цветка. При такой съемке можно передержать кадр, чтобы этого не случилось, пользуйтесь рассеивателем;
— покупая бокс, удостоверьтесь, что он не мешает нормально пользоваться камерой;
— не забывайте менять батарейки во время.
Выполняя эти правила, вы можете получить весьма интересные фото.