Удивительная наука, приподнимающая завесу над тайнами прошлого, скрытыми под толщей вод морей и океанов, озер и рек — подводная археология. Море хранит загадки прошлого и не очень охотно делиться ими. Недоступность тайн моря делает их еще более привлекательными и для историков, и для археологов, и для дайверов. Одна из тайн, упорно не поддающаяся историкам и археологам, это тайна флота великого Александра Македонского. Если точно — то существует достаточно данных об участии флота Александра в Индийском походе, о Неархе и его исследовании берегов Персидского залива. Но, каким был этот флот и что с ним стало уже после смерти великого Александра? Об этом практически ничего не известно.
Так каким же был флот Александра? Согласно тому, что пишет римский сенатор-консуляр Флавий Арриан, флот, примерно, состоял из двух тысяч судов. В их число входили 80тридцативесельников и еще много других судов — для перевозки грузов, лошадей. Но, Арриан писал о флоте Александра спустя 400 лет, да и работал он не с первоисточниками, так что, насколько достоверна информация — сказать трудно. Так как точных сведений не сохранилось, можно сделать лишь весьма приблизительную реконструкцию о составе флота Александра.
Поскольку никто из античных авторов того времени не упоминает о тридцативесельниках, как о боевых кораблях, то весьма вероятно, что Арриан ошибся в описании кораблей, и указанные им 80 триаконторов были, скорее всего, Триерами. Триеры, как и Биремы, начиная с 5века до н.э. были единственными и основными боевыми кораблями. Если проводить аналогию с современными понятиями, то Триеру можно сравнить с тяжелым крейсером. Так, что, весьма логично предположить, что Александр, всегда интересовавшийся технологическими новинками того времени и активно их использующий, выбрал именно Триеру основным кораблем, а не устаревший Триакантор.
Помимо того, что Триеры были основными кораблями при ведении боевых действий, их еще использовали и для всевозможных транспортных перевозок. Триеры, на которых перевозили пехоту, назывались Гоплитагагос, а те, на которых перевозили лошадей — Гиппагагос. На одной Триере размещалось около 180человек. Очень просто подсчитать — если во флоте Александра было 80Триер, то только на них было около 14 400 человек. Плюс к ним еще сто Бирем и на каждой до 130 человек (итого — 13000).
А если к этому добавить еще и вспомогательные суда, в количестве 1800 (пусть на каждом было минимум 20 человек, итого 36000). Получается просто невероятная цифра — 63 000. Но это вполне возможно, ведь помимо воинов, был и вспомогательный персонал. Это была действительно грозная сила. Имея такой флот — действительно можно было оказывать влияние на практически любые события в то время и в том мире.
Но, к большому сожалению, практически нет упоминаний об этой грозной силе. После смерит Александра флот вышел в море и исчез. Может быть Неарх, сподвижник великого Александра, который был адмиралом македонского флота, решился сам исполнить желание своего повелителя. Как известно, Александр хотел отправиться из Персии, обойти часть Аравии, также Нумидию и Ливию по другую сторону Атласа (вплоть до Гадеса), выйти в свое море, подчинить себе Карфаген и Ливию, чтобы по праву назвать себя царем всей земли.