Во время занятий дайвингом серьезной проблемой может стать не только пропажа дайверов, но и боязнь отстать от группы и заблудиться. Под водой дезориентация сильнее, чем на суше: подводные ориентиры менее знакомы, и на курсах подводного плавания учат только обращаться с компасом (следовать прямоугольной траектории), а кроме того, на большинстве дайверских курортов сильно стадное чувство и привычка при погружении беспрекословно следовать за лидером, дайв-гидом (даже у доминирующих подводников могут быть зависимые напарники). Главное, что нужно при поиске верного пути под водой, это наблюдательность и зрительная память, а кроме того, следует:
1. Нарисовать мысленную карту — перед входом в воду запомнить карту дайв-сайта, набросав ее на специальной пластиковой табличке, дайв-слейте (попытка зафиксировать картинку уже поможет ее запомнить, к тому же эскизом можно пользоваться под водой), при этом нужно задавать дайвмастеру, который описывает место погружения, возникающие вопросы, отмечать как известные глубины дна и местоположение дайв-бота либо точку входа с берега, так и собственные наблюдения (такие заметные подводные объекты, как рифы, скальные стенки, заросли бурых водорослей, будут видны и над водой (верхушки кораллов будут иметь коричневый или черный цвет).
По цвету воды определяются глубоководные и мелководные участки, и можно найти вершину неглубоко расположенной стены; если погружение происходит недалеко от берега, то особенности береговой линии над водой зачастую указывают на нюансы подводного рельефа – круто обрывающийся в воду утес, скорее всего, столь же крут и под водой, частично погруженная, крутая с одной стороны и пологая с другой скала такова же и под водой), отмечать стрелками направление течения и направление на солнце (оно при хорошей видимости видно и из-под воды), которое, как и тени от разных объектов, поможет указать направление.
Кстати:
— лучше осмотреть окружающую поверхность можно, если подняться на самую высокую точку дайв-бота, взять солнечные очки с поляризованными стеклами, прикрыть глаза и не смотреть на солнце;
— если рисовать карту, сориентировав север к верху слейта, то под водой нужно лишь развернуться так, чтобы стрелка компаса указывала на верх таблички — и тогда ориентироваться будет проще;
— если определить азимуты от лодки либо точки входа к найденным реперным точкам, стоит записать их на слейте (тогда обратными величинами будут направления возврата к исходной точке);
— если нужно определить направление течения, следует найти рябь вокруг поднимающегося из воды неподвижного объекта (свая у пирса, якорная цепь), не спутав ее с волнами на поверхности (они от ветра, а не от течения);
— слейт может стать лишь временным способом развить навигационные навыки и суметь запоминать ориентиры и рисовать карту в памяти.
2. Спланировать маршрут — через дайв-сайт, отобразить его на карте, следовать ему, последовательно двигаясь от одной реперной точки к другой и вернувшись в итоге к исходной точке, и во время погружения отмечать, какие вехи пути уже пройдены — это не позволит ни потеряться, ни скучать, ведь если маршрут изменить, и предметы будут выглядеть иначе.
Кстати:
— дайв-бот зачастую ждет дайверов не над местом спуска, а немного в стороне, и погружение следует заканчивать у объекта, который потом можно распознать (скала, оконечность рифа) и на который стоит записать азимут — тогда обратная величина укажет направление на бот;
— если в месте погружения заметных объектов нет, можно насыпать там немного камней (кораллы трогать не стоит) или оставить запасной грузовой пояс с буем, следовать по выбранному курсу, сверяясь с компасом, и, достигнув цели, запомнить текущую глубину и оставить на видном месте несколько камней как отправную точку на обратном пути к лодке;
— обратный маршрут обычно не лежит по прямой, можно плыть вдоль стены, по контуру дна либо согласно цепочке ориентиров.
3. Остановиться, прежде чем двигаться вперед от исходной точки погружения — посмотреть на дно, оглядеться, насколько позволяет видимость, сориентироваться по компасу или направлению на солнце, сопоставить карту с реальностью, обратить внимание на направление течения, глубину якоря, характер дна (повышается оно или понижается) по маршруту и добавить пометки к воображаемой или нарисованной карте, а также определить направление для первого шага по маршруту и искать реперные точки, скалы и камни необычной формы, наросты кораллов или губок, которые помогут сориентироваться на обратном пути (можно после погружения сделать паузу для повторной проверки снаряжения, осмотра партнера, коррекции плавучести).
Кстати:
— погружаться нужно вертикально, головой вверх, повернувшись в сторону направления движения, насколько возможно;
— нужно определить направление, в котором дно резко понижается, найти линию обрыва;
— если предстоит переход в открытом море до конечной цели погружения, нужно оценить пройденное расстояние, считая махи ластами — на обратном пути при таком же количестве гребков с погрешностью в 10 % отыщется якорный канат.
4. Следовать по цепи ориентиров — чтобы определиться с местоположением, надо постоянно следить за окружающим пространством, чему прежде всего мешает постоянное движение дайвера (многие дайверы считают, что они все время должны двигаться, но если осматривать каждую губку и камень на дне, они сливаются, и ориентиры теряются), в то время как маршрут по дайв-сайту — это серия шагов от одной точки к другой, от одного самого заметного ориентира на границе видимости до другого (также для верности каждый раз нужно оглядываться на предыдущий ориентир).
Кстати:
— прежде чем отдалиться от ориентира, нужно осмотреть его противоположную сторону, она может выглядеть иначе, чем первая;
— нередко самые заметные объекты — предметы искусственного происхождения (останки потерпевших катастрофу судов и самолетов);
— чтобы найти не очень большой и заметный ориентир, можно отметить его глубину (навигация легче, когда при погружении поддерживается одна глубина);
— рифы и стены нередко меняют направление, и по пути от одной реперной точки до другой нужно сверяться с компасом или направлением на солнце, чтобы не кружить на месте;
— если дайвер умеет распознавать неподвижные живые организмы (кораллы, губки, полипы) и отличать их от других, вероятность, что он запомнит их как ориентир, повышается.
Если же дайвер потерялся (например, погнался за акулой), он должен расслабиться, проверить запасы воздуха и текущую глубину, и если, например, он (даже если не сверялся с компасом) помнит, что к западу от него было мелководье, хотя сейчас он висит над бездной, ему следует плыть на запад, а если он на более мелком участке, то — на восток (то есть ему нужно по компасу либо по солнцу найти дно на той глубине, где он в последний раз определился с местонахождением), а затем возвращаться в направлении, откуда он прибыл, например, слева или справа от рифа — пока не опознает ориентир. Если же распознать объект никак не удается, стоит остановиться, отдышаться, прикинуть направление и глубину и в случае ошибки медленно всплывать, не забыв об остановке безопасности, а затем определить пеленг на объект, от которого произошло отклонение.
Кстати:
— природная примета — рябь на песчаном дне обычно параллельна берегу, на него указывает более крутая ее сторона;
— дайверы часто плывут не к своему боту, спутав его с первой попавшейся лодкой, так что после поднятия на поверхность в поисках дайв-бота нужно осмотреть полный горизонт, определить нужный азимут и перед отправлением к цели опуститься на 4,5 метра;
— вернувшись на бот, нужно попытаться понять, где были допущены ошибки и как их не допускать.
Единой технологии спасения и вообще подводной навигации в настоящее время нет — есть только отдельные средства. Наиболее эффективным сегодня является ультразвуковой локатор (см. Sonic Seeker) — передатчик, крепящийся на лодке, якоре или там, куда нужно добраться, и приемник, который берется с собой и указывает направление и иногда расстояние до передатчика — хотя он хорош, если нужно найти дорогу к неподвижному объекту, и гораздо менее полезен при, например, расчете пеленга на риф. GPS, идеальные на поверхности, под водой бесполезны — сигналы со спутников с трудом проникают сквозь воду. В последнее время в продаже появился цифровой компас (обычный магнитный компас с цифровым дисплеем), но у дайверов он не особо популярен.
Компас прост в обращении: он всегда состоит из трех частей — вращающегося магнитного диска (стрелки), указывающего направление на север, корпуса, ориентируемого по желанию владельца, и вращающегося кольца (картушки) для облегчения запоминания разности показаний корпуса и стрелки. Значения азимутов, нужные только для определения разности между направлениями на север и на нужный объект, можно отмечать как на магнитном диске, так и на корпусе — нужно вращать картушку, пока ее отметка не совпадет с отметкой на север, и двигаться так, чтобы отметки оставались совмещенными, поддерживая требуемый курс без запоминания значения азимута.
Кстати:
— магнитный диск должен вращаться свободно (если компас не горизонтален, диск будет задевать о корпус, направление будет указано неверно) — для проверки надо повращать компас в руке, диск не должен двигаться;
— перед работой с компасом надо хорошо настроить плавучесть — вероятность ошибки повышается, если дайвер не может удержать позицию в воде;
— компас можно прикрепить к слейту, на запястье, на специальный держатель (и время от времени брать в руку), но не на заднюю часть приборной консоли — его будет сложнее удерживать и ориентировать, так как шланг высокого давления зачастую короток и жесток.