При подводной экскурсии случаются различные форс-мажоры. В том числе теряется ходовой конец. Иногда дайвер не может определить, где именно располагается ходовой конец и как далеко до него плыть. В такие моменты человека может охватить беспокойство и даже паника. Чтобы избежать таких неприятных моментов, следует подготовиться и научиться контролируемому всплытию без ходового конца. Эта техника проводится поэтапно:
1. Моральная подготовка и оценка запаса воздуха. Следует успокоиться, не поддаваться панике. Два глубоких вдоха вполне поспособствуют расслаблению. Мысленно проверяется запас воздуха. При запланированном погружении, обычно его рассчитывают с запасом на подъем. Размер минимального запаса предлагается рассчитывать по методике Дэна Паттерсона, при погружении до 30 метров это 0,7 атмосфер на каждые 0,3 метра глубины, если не предполагается декомпрессионных остановок. В любом случае, этот показатель должен быть не меньше 50 атм.
2. Сообщите напарнику о потребности всплытия. Язык жестов обговаривается заранее и должен включать в себя такие сообщения как «подготовка к всплытию», «начало продвижения к ходовому концу», «начало подъема». Отдельно следует предусмотреть передачу сообщения о причинах всплытия. Если остается мало воздуха — следует указание на приборы. Обязательно нужно дождаться подтверждающего сигнала ОК от напарника. А лучше, если перед подтверждением он повторит жест, обозначающий причину. Это будет гарантом налаженного общения.
3. Подготовка к всплытию. На пути вверх фотоаппараты и прочие принадлежности будут бесполезны, поэтому их стоит сразу закрепить, освободив руки. Они должны управлять компенсатором и работать с измерительными приборами. Устанавливается нейтральная плавучесть.
4. Всплытие. После обмена сообщениями с партнером, дайвер берет в руки инфлятор и начинается всплытие. Постоянно поддерживается визуальный контакт, чтобы облегчить всплытие. Есть два варианта всплытия. Установка слегка отрицательной плавучести дает возможность помогать себе ластами и не бояться слишком быстрого подъема. Это пропагандируют многие инструкторы.
Так как при отсутствии ходового конца, многие дайверы находятся во взвинченном состоянии и чрезмерно налегают на ласты. Возникает быстрое увеличение выделения двуокиси углерода. А значит и наркоза, и декомпрессионной болезни становится очень сложно избежать. Если дайвер спокоен, контролирует ситуацию, то он может воспользоваться дополнительным поддувом, переходя на слегка положительную плавучесть.
5. Как известно, при всплытии давление уменьшается, а значит и воздух в компенсирующем жилете расширяется, постепенно создавая положительную плавучесть. Чем больше груза на дайвере, тем больше изначальный запас воздуха в жилете, тем быстрее он будет расширяться. Следует внимательно следить за этим процессом и постепенно подспускать воздух во время всего процесса всплытия. Инфлятор следует держать вверху, это дает воздуху свободно выходить. Из-за отсутствия направляющей, дайверу сложно контролировать скорость подъема.
Но это делать необходимо, иначе возможно ошибиться с количеством выпускаемого воздуха и пойти ко дну, или наоборот, упустить момент, когда воздушный пузырь расширится до критических размеров. Обязательно нужно сохранять правильную скорость подъема — 9 метров в минуту. Измерять ее можно с помощью декомпрессиометра. Лучше всего не поскупиться на хорошую модель, которая быстро реагирует на смену состояний и выдает оперативную информацию. Для хорошего контроля скорости подъема необходимо долго тренироваться в более безопасных условиях.
6. Остановка. На середине пути следует обменяться с напарником визуальными сигналами и сделать минутную остановку. Задача — снять риск заболеваний и образования пузырьков азота, и отрегулировать количество воздуха в компенсаторе. По сигналу напарника можно продолжать всплытие.
7. Окончательный подъем. Здесь таится больше всего опасностей. Дайвер должен притормозить и пройти последние 5 метров не менее чем за 30 секунд, т.к. изменение давления здесь особо заметно.