Можно постоянно напоминать людям о том, что они должны делать для своей же пользы. Например, откладывать часть денег с каждой получки или выделять время для тренировки навыков безопасности при каждом погружении. Но опыт показывает, что все эти советы даются впустую — большинство людей обычно быстро забывает о благих намерениях следовать им. И, тем не менее, во втором случае — касающемся навыков безопасности при дайвинге — можно исправить эту тягостную ситуацию. Нужно всего лишь делать семь вещей, позволяющих достигать нужного результата с экономией времени.
Первое: нужно проверять вентили баллона (в воду с отключенным баллоном входить нельзя). Когда дайвер с напарником готовятся к спуску в воду, для обоих не лишним будет проверить, что вентиль другого полностью открыт, поддерживая его баллонный вентиль. Делать это можно, когда один надевает ласту и держится за плечо другого, а тот в это время осуществляет проверку. Тогда оба сохранят равновесие на качающемся судне. После этого, сразу перед тем, как войти в воду, нужно сделать глубокий вдох и проследить за показаниями манометра — стрелка не должна двигаться.
Как открывать вентиль баллона? Очень просто. Хотя дайверам и советуют сначала открывать его полностью, а затем приворачивать на четверть оборота, так лучше не поступать. Ведь по ошибке вентиль можно закрыть, а не открыть. Следует до упора открутить вентиль, и если крутить не в ту сторону, это станет ясным при первом же вдохе, а может, при нажатии кнопки принудительной подачи воздуха (на второй ступени регулятора). Перед входом в воду нужно сделать вдох и следить за манометром — стрелка упадет до минимума, если вентиль окажется закрытым.
Второе: нужно в два раза чаще, чем обычно, проверять показания приборов. Именно отказ от этой манипуляции приводит к тому, что у дайверов не вовремя заканчивается воздух: они не замечают, что на глубине, при интенсивном плавании расходуют его быстрее, чем думают. Регуляторы выходят из строя гораздо реже, чем можно думать. Неплохо договориться с партнером: как только дайверы встречаются глазами, они сразу проверяют свои приборы. То же самое стоит делать, заметив, что другой смотрит на манометр.
Потребует это всего лишь пару секунд, а ход погружения будет под контролем вдвое чаще. При этом сначала надо глянуть на манометр, потом на глубиномер, потом на время, и под конец проверке подлежит насыщение азотом. Третье: во время всплытия нужно останавливаться. Многие дайверы совершенно не умеют контролировать плавучесть при всплытии, хотя именно последние 10 м — этап, на котором медленное всплытие наиболее важно. Происходит так потому, что эти дайверы не добиваются перед всплытием нейтральной плавучести. Закончив исследовать цель погружения, они тут же всплывают, чтобы как можно быстрее приступить к остановке безопасности, и не группируются, контролируя плавучесть, в то время как это делать необходимо.
Нужно помнить, что перед началом всплытия надо остановиться — проверить приборы и их показания, а также аксессуары, дать сигнал напарнику — при подъеме следить за своей скоростью и скоростью партнера (в случае чего тянуть его за ласту, чтобы замедлился, то есть скоростью подъема управлять должен дайвер, движущийся более медленно), а на глубине в 10 м, где начинается зона максимального изменения плавучести и критического рассыщения, остановиться, чтобы установить нулевую плавучесть и сориентироваться в пространстве. На это потребуется не больше минуты.
Медленное всплытие совершать нужно так. Сначала надо установить нейтральную плавучесть, затем подниматься, работая ластами, но не добавляя воздух в компенсатор. При этом перед глазами нужно держать компьютер, чтобы следить за своей скоростью, и чаще стравливать воздух из компенсатора, начиная с момента всплытия. Также следует стараться двигаться медленно, не достигая положительной плавучести, а если есть партнер, то держаться лицом к лицу с ним.
Четвертое: нужно уметь дышать из одного источника с партнером, то есть постоянно тренироваться в этом. Например, на последней трех- или пятиминутной остановке безопасности. Это выгодно во всех отношениях. О том, как именно осуществлять такое дыхание, лучше договориться еще на поверхности, и стоит не забывать упражнения с курсов дайвинга. Надо сделать несколько вдохов и, если все в порядке, отдать партнеру дыхательный автомат:
— просигналить ему, что хочется подышать из его регулятора;
— взять его;
— поместить регулятор в правую сторону рта, очистить и подышать, держа партнера за руку, лямку компенсатора, либо вентиль баллона, чтобы не отдаляться от него и регулятор не вырвался изо рта.
При этом важно соблюдать некоторые условия. Во-первых, все, что планируется осуществить под водой, в том числе и то, какие источники воздуха будут использованы, нужно обговаривать на поверхности, до погружения (в том числе и с дайв-мастером, чтобы ему не пришлось отвлекаться на тренирующихся, ведь их легко принять за людей, действительно нуждающихся в помощи). Во-вторых, нужно следить за плавучестью, не давая себе подниматься к поверхности. А в-третьих, процедура попеременного дыхания из одного регулятора требует весьма серьезного подхода и немалого опыта, поэтому, прежде чем осуществлять ее под водой, стоит попрактиковаться перед погружением, на боте.
Пятое: нужно иметь навыки аварийного всплытия на ластах с глубины в 5 метров. Обычно такое всплытие практикуется только на курсах обучения, да и то не всегда: некоторым инструкторам кажется, что даже тренировки в этом могут быть опасны. Почему? Потому что дайвер, запаниковав, может перестать контролировать всплытие или не сможет задержать дыхание настолько, насколько это будет необходимо. Но без тренировки тут никак не обойтись, потому что такая ситуация — на глубине и без воздуха — вполне может стать реальной.
Тренироваться, как обычно, лучше всего во время всплытия после остановки безопасности на пятиметровой глубине, когда в наличии и воздух в баллоне, и поверхность (она близко), и присутствие духа. Фактически нужно просто всплыть, как обычно, только тренируясь выдыхать во время всего пути к поверхности. Правда, не стоит забывать, что регулятор должен быть во рту, а плавучесть и скорость подъема — по-прежнему под контролем. Надежней всего проводить тренировки в паре: один партнер тренирует аварийное всплытие, второй наблюдает за его пузырями и следит за его скоростью, и наоборот.
Методика аварийного всплытия без использования компенсатора (когда не нужно сбрасывать грузовой пояс и всплывать насколько можно быстро) такова: сначала нужно вместо вдоха медленно выдохнуть, издавая звук «ааа…», но не выпуская изо рта регулятора, а затем всплывать, сохраняя нормальную скорость 9 м/мин. То есть, чтобы всплыть с 5 метров, потребуется примерно 30 секунд. В легких будет даже больше воздуха, чем нужно для такого всплытия. Но если воздух кончится раньше времени, не нужно «лететь» к поверхности — лучше вдохнуть из регулятора. Важнее будет не закончить упражнение, а безопасно всплыть. А упражнение можно довести до конца в следующий раз, просто выдыхая медленнее.
Шестое: нужно уметь буксировать уставшего дайвера. Это еще один навык, с которым обычно сталкиваются только во время обучения, но не на практике. Между тем оно очень важно. Тренировать его можно, если всплыть на поверхность примерно в 15 метрах от трапа бота или платформы; можно также просто отплыть от платформы на несколько метров, чтоб затем вернуться (если, например, пришлось подниматься вдоль ходового конца). Половину пути первый дайвер буксирует второго, половину — наоборот. Во время тренировок нужно помнить, что важно именно потренироваться, а не выбиться из сил.
Не нужно также бороться с течениями, поверхностными или восходящими, если они есть в месте погружения, а кроме того, не стоит обращать внимание на насмешки других дайверов. Нужно только предупредить команду бота, что это всего лишь тренировка. Буксировка дайвера состоит в следующем: сначала оба дайвера поддувают компенсаторы, чтобы оба могли свободно и спокойно дышать, затем буксируемый ложится на спину, вытянув ноги, а помощник — на бок, параллельно, лицом к нему. Затем помощник хватает буксируемого рукой, как крюком, за подмышку или руку и плывет, делая короткие махи ластами (а то пнет партнера).
Можно также буксировать дайвера, толкая его за ноги (буксирующий должен положить их себе на плечи, держа их за колени, но это подойдет для коротких дистанций буксировки), а также — таща за баллон (буксирующий движется спиной вперед) или за оборудование (буксируемый держится за один конец длинного предмета, буксирующий — за другой). В любом случае буксируемый не должен опускать лицо в воду и не должен иметь на себе свисающих элементов снаряжения и аксессуаров.
Седьмое: не забывать о сбрасывании грузового пояса — дайверы нередко тонут, забыв о лишнем грузе. А сбрасывать груз на глубине (быстро расстегнуть пряжку грузового пояса, быстро сбросить пояс, либо грузы из компенсатора, не запутавшись в снаряжении) — совсем не то же самое, что на суше. Тренироваться можно, когда нужно снять груз перед поднятием по трапу — одной рукой, глядя в сторону. Сначала надо найти рукоятки сброса на компенсаторе или пряжку на грузовом поясе, потянуть (или открыть) и вытянуть руку с грузом в сторону от тела, чтобы груз падал свободно (только не на других дайверов). Естественно, практиковать любые навыки нужно в благоприятных для этого условиях.