1 декабря 2007 года Дмитрий Подольский и Геннадий Фурсов совершили самое глубокое погружение в России на затонувший корабль «Иоланда» (202 метра).
На первые три дня были запланированы адаптационные и тренировочные погружения, на 4 декабря — 170-метровый спуск к носу «Иоланды», затем день передышки и, в завершение, 6 декабря — самое глубокий дайв к корме.
1 декабря
Намеченная глубина — 70 метров. В первый день мы погрузились в воду на большем расстоянии от рифа, чем это требовалось, что принесло нам даже пользу – получилось замечательное тренировочное погружение в абсолютно непрозрачной воде. Мы прошли успешное испытание на психическую подготовку к дайву без видимых ориентиров, устойчивость к азотному наркозу и одновременное использование большого количества снаряжения. Дополнительно провели тренировку входа суппортов в воду.
2 декабря
Намеченная глубина — 100 метров. На данной глубине покоятся расколотые контейнеры с корабля, части трубы и поперечной балки, на которую обычно прикрепляются корабельные локаторы и т.д. Погружение прошло без особенностей.
3 декабря
Намеченная глубина — 170 метров. Для того, чтобы поскорее добраться до затонувшего корабля, не тратя понапрасну газ и не накапливая больших деко-обязательств, принимаем решение воспользоваться ходовиком. Но для начала его еще необходимо изготовить. Мы взяли бордюрный бетонный блок с отверстием в центре и прикрепили к нему 200 метров прочной нейлоновой веревки. К другому концу привязали пустую пластиковую канистру. Вышли на место по полученным координатам GPS и спихнули его в воду.
Это и превратилось в нашу путеводную нить: бетонный блок на дне и на поверхности пластиковая канистра. Мы приняли решение взять с собой практически все запасы газа на тот случай, если течение оторвет нас от ходовика. До буя нам помогают добраться суппорты. Делаем остановку безопасности, обмениваемся знаками и начинаем погружение. На глубине 100 метров делаем еще одну остановку и снова убеждаемся, что все идет нормально. Все идет согласно плану, вот только мы не можем различить ни дна, ни стенок рифа — вода абсолютно голубая.
Да еще вдобавок к этому слабеет естественное освещение, потому что приближаются сумерки. Чуть улучшают видимость подводные фонари, но их яркий свет попросту теряется в синеве. Компьютер показывает, что мы уже на глубине 144 метра, но ориентиров все еще нет. Погрузившись еще немного ниже, я поворачиваюсь и в свете фонаря различаю стену рифа и останки судна на нем. «Иоланда»!
Правда, корабль значительно разрушен. Компьютер показывает глубину 171 метр. Мы оказались приблизительно посередине корпуса, который уходит вглубь. При свете фонарей можно все детально рассмотреть. Но время быстро уходит, и нам пора подниматься наверх. Всплытие и декомпрессия проходят без особенностей.
5 декабря — день отдыха. Спим до обеда, затем проводим собрание, обсуждаем состав газов и подготавливаем снаряжение.
6 декабря. Решающий день.
Намеченная глубина — 210 метров. Начинаем погружение. Спускаемся до 170 метров. В свете фонарей видим, как стена рифа уходит вниз и обрывается бездной. На глубине 185 метров лопается фонарь у моего напарника, рассчитанный вообще-то на глубину до 300 метров. Продолжаем погружение и достигаем глубины 202 метров, затем начинаем подъем вдоль ходовика.
Потом были бесконечные три с лишним часа декомпрессии в голубой воде, после которой наше судно срезает винтом буй и полчаса мы дрейфуем над бездной в голубой воде. Нас находят по желтому бую и скидывают трос с грузом на конце. Жизнь продолжается.