Марк обнаружил, что оборудование работает неисправно, и был неприятно удивлен. Всего минуту назад он проверял, сколько воздуха у него осталось — манометр показывал почти 140 бар — но Марк не мог вдохнуть и, вытащив изо рта регулятор, потряс вторую ступень. Напарника Марк не видел и направился к ведущему наружу пролому в корпусе судна, перейдя на октопус, однако, когда он вновь сделал вдох, результата не добился. Марк инстинктивно рванулся вверх и сильно ударился головой о верхнюю палубу корабля; тем не менее, он смог добраться до пролома и поспешно всплыл. Но во время всплытия у Марка начало темнеть в глазах — и за мгновение до того, как он достиг поверхности воды, его мозг отключился из-за недостатка кислорода.
Дайвер
Марку было около 30 лет. У него было прекрасное здоровье и отличные навыки дайвера — он владел сертификатом AOWD и совершил примерно 50 зарегистрированных погружений. Он отправился нырять на затонувшие суда в Северной Каролине, чтобы набраться опыта.
Погружение
Бот, на котором находился Марк, прибыл на место, и капитан отметил, что день для погружений чуть ли не идеальный — видимость прекрасная, течение и ветер настолько слабые, что якорный конец провисает. Прямо под ботом, почти на двадцатиметровой глубине, находились превратившиеся в искусственный риф обломки затонувшего военного корабля. Марк отправился в Каролину в одиночку, и его напарником оказался местный дайвер. Но в воде Марк очень быстро отделился от него: они даже не обсудили толком план погружения, прежде чем натянуть костюмы, хотя погрузиться предстояло почти на 15 метров.
Чтобы срезать путь к люкам трюма, Марк быстро проплыл мимо стаи рыб и сада мягких кораллов, после чего начал погружение сквозь палубы внутрь грузовых отсеков корабля. Манометр он проверил, когда прошло 10 минут, и его очень удивило, что в баллоне оставалось еще около 190 бар — почти треть от его обычной скорости потребления воздуха. Марк решил, что дышит более эффективно, чем раньше, и мысленно похвалил себя за это — поэтому, когда после начала погружения прошло 30 минут, он был спокоен, ведь на манометре значилось чуть меньше 170 бар, а подводный компьютер «отводил» ему около получаса времени без декомпрессии.
Происшествие
Марка ободряло то, с какой скоростью он потребляет воздух. Он проплывал над узкими трапами подле открытых палуб, заглядывал в маленькие каюты и, таким образом, исследовал все меньшие по размеру пространства внутри корабля. Однако, когда Марк плыл по одному из сходных трапов, он обнаружил, что ему стало трудно дышать через регулятор, хотя, согласно манометру, давление все еще держалось на уровне 140 бар. Тогда Марк решил держаться больших, открытых пространств и поплыл к пролому в корпусе корабля менее чем в 10 метрах от него.
Направившись к нему, Марк постучал регулятором о руку — ему не хватало воздуха. Он уже почти паниковал и решил переключиться на октопус в надежде, что тот будет работать лучше. Однако воздух не поступал. Нужно было срочно всплывать. Марк инстинктивно рванулся вверх, но врезался головой в палубу корабля. Видимо, боль спасла его от дикой паники, потому что Марк достаточно быстро пришел в себя и направился к пролому — и смог преодолеть большую часть пути к поверхности, прежде чем потерял сознание.
Спасательная операция
Капитан судна вместе с помощником сидели на корме, и вдруг на поверхности воды показалось бесчувственное тело Марка. К счастью, оба вовремя заметили его, и помощник, схватив ласты и маску, прыгнул в воду, а капитан бросил с борта спасательный конец помощник продел одну руку через привязанный к веревке спасательный круг,который потащил за собой. Он сразу понял, что Марк потерял сознание, сбросил его грузы и перевернул Марка на спину, после чего снова проверил дыхание.
Обнаружив, что Марк не дышит, моряк снял с него маску, поддул его компенсатор плавучести и несколько раз попытался вдохнуть воздух ему в легкие, после чего ухватил Марка одной рукой, в то время как капитан тащил их к судну. Капитан и его помощник быстро освободили Марка от снаряжения и втащили его на борт, где продолжали делать искусственное дыхание. Но, пока они подключали кислородный баллон, Марк начал дышать самостоятельно &- оказалось, что он не вдохнул ни капли воды — а затем очнулся и, не понимая, что происходит, начал отбиваться.
Неизвестно, остановилось ли тогда у Марка дыхание или же оно просто было настолько поверхностным, что спасатель не смог его обнаружить. Когда Марк успокоился, капитан предложил ему кислород, остальные же дайверы были срочно вызваны обратно на борт. Марка доставили в местную клинику, где он прошел тщательный осмотр, и через несколько часов он уже был свободен.
Анализ ситуации
После проверки оборудования Марка выяснилось, что показания его манометра оставались неизменными — 120 бар — даже после отсоединения от баллона с воздухом, а это весьма серьезная неполадка. Марк должен был обнаружить ее еще во время проверки снаряжения перед погружением — в том случае, если его манометр уже был неисправен. Если же манометр сломался во время погружения, значит, предотвратить несчастный случай было невозможно. Но так или иначе, радикальное изменение количества потребляемого воздуха уже сигнализировало о том, что снаряжение работает неправильно, а значит, Марк должен был быть более внимательным.
Кроме того, Марк входил в группу риска: дайверы, у которых насчитывается от 20 до 100 зарегистрированных погружений, полагают, что они достаточно опытны, чтобы позволить себе отходить от правил, и не осознают, насколько опасно такое заблуждение. Обычно на эту группу дайверов приходится большинство несчастных случаев. Неправильно оценивая как ситуацию, так и свои возможности, Марк, отделившись от напарника, подверг риску и его, и себя.
Наконец, Марк не соблюдал правила погружения в надголовные среды, которым обучался. Он не использовал ходовик (направляющий линь) и не имел резервного источника света — именно поэтому потратил время, ища выход. Марку повезло: во-первых, затонувший корабль был не опасен (широкие внутренние коридоры помогли ему быстро найти выход, к тому же не взмутился ил, осевший на поверхностях), а во-вторых, когда Марк выбрался из корабля, его легкие были пусты, что сильно снизило риск возникновения эмболии. Таким образом, Марка спасло от смерти редкое везение, а также точные и быстрые действия капитана и его помощника.
Выводы
Нужно мыслить здраво: если все слишком хорошо, скорее всего, что-то не так.
— Не стоит полностью полагаться на снаряжение: нужно знать, как оно работает, чтобы вовремя понять, в чем проблемы, и не забывать проверять его.
— Нужно знать свою скорость потребления воздуха: при составлении каждого плана погружения необходимо оценивать время нахождения под водой с учетом количества воздуха в баллоне.
— Нужно держаться рядом с напарником — при отплытии от напарника без предупреждения риску подвергаются оба дайвера.
— Нельзя погружаться в надголовные среды без соответствующей подготовки и необходимого оборудования.