Обследовать затонувший корабль — это мечта для дайверов любого уровня. Ведь все мечтают о приключениях и открытиях. Эти затонувшие суда являются своеобразными «машинами времени», дающими нам представление о прошлом. У каждого судна есть своя история от постройки и до гибели. Дно кораблей, как правило, покрыты кораллами, а внутри могут плавать хищные рыбы. Вы почувствуете себя первооткрывателем и исследователям, проплывая по темным коридорам и тихим машинным отделениям.
Однако не стоит забывать, что в таких судах могут быть и опасности. Например, вы можете не заметить сеть или леску и запутаться в них, можете погибнуть под обломком металлического острого куска или просто потеряться внутри корабля. Опыт исследования затонувших судов накапливают много времени, при этом используя и подбирая для каждого случая правильное снаряжение.
Для погружения на суда, нужно очень серьезно подготовиться. Взять с собой еще один (запасной) источник воздуха (баллон) с регуляторами. Также необходимо иметь при себе два фонарика (источника света). Ведь может возникнуть такая ситуация, что дайвер останется в глубине корабля без воздуха и света, тогда он неизбежно заблудится среди кают и в коридорных лабиринтах.
Следите, чтобы ваше снаряжение плотно прилегало к телу, и не было лишних и болтающихся частей, чтобы не дать возможность вам за что-то зацепиться. Плотное прилегание снаряжения или костюма называют обтекаемостью. Такой важный термин почему-то упускают из виду в инструкциях и в специализированной литературе по подводному плаванию. То есть на снаряжении каждая часть или деталь должна быть плотно закреплена.
Особенно плотно должна быть закреплена такая важная деталь как устройство, контролирующее плавательный баланс, так как оно является очень тяжелым и по весу составляет почти 16 килограммов. Кроме того, это устройство должно иметь несколько колец в форме английской буквы D, для того чтобы взять дополнительное снаряжение и баллоны.
Очень важная часть снаряжения — это этапные баллоны, называемые еще пони-баллонами. Данный баллон используется для декомпрессии, которая планируется заранее. Но пони-баллоны используют только в экстренных ситуациях. И их не учитывают при расчете планируемого газа, необходимого при погружении. Объемы таких поэтапных баллонов разные, обычно от двух до шести литров, объем зависит от условий погружения. Однако объема газа в пони-балоне всегда должно хватать на то, чтобы выплыть из корабля и достичь поверхности в любые моменты погружения.
Как правило, пони-баллоны имеются две части регулятора, манометр для проверки давления перед погружением. Вторая часть закрепляется при помощи прочного жгута на шее у дайвера. Это устройство контроля плавательного баланса, нельзя прятать в карман, так как оно контролирует изменения в организме дайвера, и должно быть всегда на виду.
Но самая важная часть снаряжения — это основной баллон. На выбор баллона влияет длительность и глубина погружения. Если вы погружаетесь в полную темноту, то необходимо использовать дополнительный баллон. То есть, погружаясь в такие условия, дайвер использует только одну треть объема кислорода, остальную часть — две трети оставляет для безопасного выхода.
Что нужно знать и какие правила соблюдать при погружении на затонувшие суда? Прежде чем проникнуть на корабль, дайвер должен рассчитать давление, которое должно показать ему, когда прекратить погружение и начать всплывать на поверхность. Вторая часть регулятора должна закрепляться на двух шлангах, длинном и коротком. Это позволяет дайверам делиться кислородом при одновременном прохождении узких коридоров.
Напомним, что на основном баллоне должны быть Д-образные кольца, это предотвращает болтание снаряжения, которое прикрепляется к груди. Для того чтобы отметить выход из затопленного судна, необходима катушка, обычно она содержит около 80 метров крепкой лески. Также катушка может выпустить парашют, если декомпрессия проводиться в течении. Катушку следует очень плотно закрепить на Д-образных кольцах.
Для благоприятного исхода проведения декомпрессии вам будет необходим парашют. Объем его составляет около 20 килограммов. Закрепляется специальным бандажом между спиной и баллоном дайвера. Компас и манометр должны быть маленькими и удобными, а также легко прикрепляться и отцепляться для проверки показаний. При погружении на затонувшие суда используют дайверские ножи. Желательно использовать ножи с острой заточкой, для того чтобы перерезать толстые тросы или провода. Следите, чтобы нож был плотно закреплен.
Компьютер для погружения надевают на запястье. Используется он в темных коридорах, когда недостаточно основного освещения. Фонари — основной источник света. Фонарей должно быть минимум два, один из них должен быть большим и с аккумулятором, второй — запасной фонарь, обычно он маленький, и удобный в хранении. Так же есть фонари, использующие в своей работе газ, они обладают ярким светом и могут работать долгое время. Помните, что фонари должны быть закреплены таким образом, чтобы их можно было быстро достать и так же быстро убрать. Не используйте фонари на касках, они ухудшат видимость.
Также правильно закрепите и остальное снаряжение: планшеты, камеры и другое. Если в какой-то вещи нет необходимости, не берите ее. Помните, прежде чем погрузиться на затонувший корабль, проверьте, правильно ли закреплено ваше снаряжение. От этого будут зависеть впечатления, которые подарят вам исследования и фотографирование этих загадочных затонувших кораблей.