Выбирая жилет, необходимо знать, в чем отличие конструкций различных изготовителей, нужна ли совмещенная грузовая система и прочее. Известно, что компенсатор плавучести такой же важный элемент снаряжения, как и регулятор. Комфортное состояние при погружении будет определено как раз жилетом-компенсатором. В том случае если он по каким-либо поводам не подходит, можно испортить себе отдых.
По этой причине производители расходуют громадные средства для исследований в этой области. В частности, они разработали большое количество систем в конструкции жилета-компенсатора, которые обычно обозначаются такими аббревиатурами, как IDS, SLS, TAS, ISS, непонятными для большого количества дайверов. Все эти символы обозначают определенные функции компенсатора, и в них следует разбираться всем. Остановимся на рассмотрении трех основных.
1. Несмотря на выполнение жилета-компенсатора большого множества функций, все-таки основная его идея — это управление плавучестью. В процессе погружения плавучесть меняет свои качества в силу сжатия неопрена при увеличивающейся глубине и большом давлении. Микропузырьки, находящиеся в слое неопрена, становятся объемом меньше, из-за этого плавучесть гидрокостюма уменьшается.
Помимо этого, к последней фазе погружения воздушный баллон на 2 килограмма становится легче. Если емкость камеры жилета будет больше, то она будет обеспечивать соответственно и больший охват регулирования плавучести. При выборе жилета важной составляющей будет его подъемная сила. Предполагается, что от веса снаряжения в воде зависит и емкость воздушной камеры жилета, она должна этому весу соответствовать.
Грузоподъемность снаряжения находится в прямой зависимости, как от типа гидрокостюма, так и от количества грузов. Чтобы погрузиться в теплую воду в 3-5-миллиметровом гидрокостюме, камера емкостью до 12-15 литров гарантирует необходимую плавучесть. Если предполагается погружение в 7-миллиметровом гидрокостюме или же, так называемом, «сухом» костюме, то лучше, чтобы жилет был с камерой объемом больше 18 литров.
2. Так как жилет-компенсатор — это, по сути, ядро снаряжения дайвера, с закрепленными основными его элементами: баллона с регулятором, грузовой системы, и аксессуарами, то очень важная функция жилета-компенсатора включает в себя оптимальное расположение снаряжения на самом дайвере, необходима надежность и простота фиксирования и чтобы при использовании был удобен.
Система крепления баллона в сущности одинакова на жилетах различного производства. Она представляет из себя одну — две стропы с пряжкой. D-кольца в многочисленном количестве необходимы для пристегивания различных аксессуаров. Очень важной является местоположение интегрированной грузовая системы и ее конструкция.
Грузовым карманам необходимо иметь надежную и безопасную систему крепления, которая может позволить молниеносно сбросить груз при аварийной ситуации. Эта система в основном крепится на «липучке»;. Находящийся в карманах груз имеет большое воздействие на уравновешивание дайвера в воде. Поворачивающий момент появляется от нарушения баланса.
Опрокидывание лицом вниз происходит от смещения центра тяжести к груди. Очень рекомендуется при конструкции грузовой системы, чтобы положение грузовых карманов изменялось, или же имелись еще и дополнительные карманы с грузами, которые не сбрасываются, расположенными в спинке жилета, для урегулирования правильной балансировки центров плавучести и тяжести оборудования дайвера.
3. Еще одна функция жилета-компенсатора напрямую зависит от предыдущей функции. Расположенное на жилете снаряжение, имеющее большой вес, для дайвера значительно инерционно и под водой, и на поверхности. Если распределение нагрузки на дайвере располагается правильно, то использование компенсатора будет удобным.
За эту функцию отвечает подвесная система жилета, которая может быть простой, подобно ранцу у школьника, но она будет более хороша в использовании, если она будет похожа на ремни у рюкзака альпиниста. Следует акцентировать внимание на следующем:
а) толщина ремней, ширина, их качество, а так же допустимая регулировка их длины (особенно это касается поясного);
б) обращать внимание на устройство пряжек, чтобы они были надежны и удобны при расстегивании (в перчатках особенно). Имеющиеся поворотные плечевые пряжки гарантируют плотное прилегание и полное обхватывание торса;
в) предполагается выполнение спинной детали подвесной системы из мягкой негладкой материи, чтобы примыкание к спине было и плотным и удобным.
До сей поры упоминаний о жилете конкретного типа еще не было. Функции у типичного классического жилета и «крыла» одинаковы. Разница между ними состоит в различных задумках дизайна воздушной камеры.
Классическое устройство BCD в виде жилета, где плечевые ремни делались разъемными и регулируемыми, в 1985 году получило патент (ADV). Данный вид воздушной камеры гарантирует ее ровное расположение около талии, на плечевом поясе и на спине. Это предполагает высокую подъемную силу, и дайвер, отдыхая на поверхности воды может быть в вертикальном состоянии.
Жаль, но технология производства камеры плавучести, которая применяется большинством изготовителей, ограничивает применение трехмерного кроя. Объем и подъемная сила камеры имеют ограничение и обусловлены размерами жилета. Помимо этого, BCD типового оформления обладает значительной парусностью. При энергичной подвижности немалое количество энергии дайвера тратится, чтобы преодолеть сопротивление воды.
В 90-е годы вышли компенсаторы-жилеты типа «крыло», камера плавучести у них была задняя. Они требовались для погружений в пещеры, сложных в техническом отношении, для исследований затонувших кораблей, для глубинных декомпрессионных погружений по ряду причин:
— значительно развитая подвесная система гарантирует вероятность расположения значительного количества оснащения: до шести баллонов с основным и декомпрессионным дыхательным составом, декомпрессионный буй, ходовую и декомпрессионную катушки, лифт, питомзы, ножи, фонари и др.;
— помещенная сзади надувная емкость, может быть произвольного обьема, она не облегает дайвера при наполнении.
Все же эта функциональная наполненность приводит к значительным проблемам в момент погружения. Так как балансировка помещенных на жилете всех составляющих оборудования и надувной камеры весьма умеренна, центр тяжести смещается вперед. В этом жилете возможно быть на поверхности только опрокинувшись назад, то есть, лежа спиной на «крыле».
Чтобы уйти из вертикального положения, жилет норовит вниз лицом опрокинуть дайвера. При особой значимости «крыла» во многих ситуациях, жилет этого вида рассчитан на опытных дайверов, которые способны справляться с его управлением, и могут воспользоваться всеми приоритетами BCD.
Выбирая между классическим типовым жилетом и «крылом» для рекреационных дайверов, пользователи, как правило, следуют моде. Обычно производители выпускают компенсатор плавучести с камерой типа «крыло», думая не о технодайверах, а о рекреационных дайверах, желающими походить на технодайверов.
Разобравшись с основными функциональными составляющими, которые обязан производить компенсатор плавучести, и определившись с типом воздушной камеры, можно направляться в магазин и осуществлять свой выбор. В случае, если не попадется хороший продавец, то нужно уяснить:
1. Нет жилетов для новичков или для асов. Бывают дорогие жилеты и не очень дорогие. Это зависит от количества различных регулировок и аксессуаров в устройстве жилета, а так же зависит от качества материала.
2. Покупая жилет, необходимо его подогнать точно по фигуре. В этом могут помочь и продавцы и подробная инструкция по эксплуатации, которая должна иметься в наличие.
3. Всю систему нужно примерить в сборе, присоединив воздушный баллон к жилету.
Если покупатель испытывает неудобство, баллон отвисает, если равновесие можно удержать, только нагнувшись вперед, значит либо жилет не подходит, либо не правильно сделана подгонка.
Существует тенденция, что чем дороже жилет, тем удобнее в нем.
4. Если речь не стоит о погружении в холодную воду, грузовая система не обязательна.
5. К любому компенсатору необходимо привыкнуть.
6. На себе экспериментировать не стоит. Лидеры индустрии, определяющие тенденции и моду, входят в первую пятерку производителей, поэтому выводы о выборе снаряжения очевидны.