Чтобы достигать хорошей плавучести во время любого погружения, требуется такой же опыт, как при стрельбе по движущейся мишени. Научиться ему и уметь контролировать погружения, долго грести без напряжения и усталости хоть и непросто, но можно и нужно. Главное — уметь точно определять необходимое количество свинцовых грузов на поясе и в карманах.
Необходимое — значит дающее минимальный объем воздуха в жилете и меньшее изменение плавучести на глубине, то есть редкую ее регулировку, меньшее количество движений и более эффективную работу ласт. В целом дайверу хватает 1,5-2 кг грузов, хотя точное их количество зависит от многих факторов, например, телосложения или толщины гидрокостюма.
Чтобы определить нужное для себя количество грузов, следует:
— сделать проверку на поверхности — дайвер должен погружаться до глаз даже на вдохе, с полным баллоном и пустым компенсатором (в конце погружения он весит на 2 кг меньше, потому что дышит газом, значит в начале погружения должен добавить 2 кг грузов);
— добиться нейтральной плавучести во время остановки безопасности: при давлении 30 бар на 5 метрах глубины выпустить воздух из жилета и расслабиться, не двигаясь — тогда на вдохе дайвер должен медленно подниматься, а на выдохе медленно опускаться. Если так и вышло, в следующий раз то же самое нужно проделать с или без 500 г груза; если плавучесть нейтральна на 5 метрах глубины в конце погружения, на поверхности она станет чуть положительной (насколько — зависит от количества неопрена на дайвере);
— записать результаты после каждого погружения: толщину гидрокостюма, виды снаряжения, количество грузов, вес самого дайвера, плавучесть на остановке безопасности — все это поможет произвести точные подсчеты, сколько грузов нужно конкретному дайверу;
— совершить финальную проверку: через несколько дней после проверки плавучести в первый день поездки проверить ее еще раз. Отдых расслабляет человека, и он дышит спокойнее, потребляя меньше воздуха, значит, можно будет избавиться еще от пары кг.
Но слишком много грузов снимать с себя нельзя, даже если опыт, казалось бы, позволяет сделать это. Если на дайвере мало неопрена или его вообще нет, то на глубине плавучесть изменится несильно, при всплытии не окажется чересчур положительной, и можно обойтись минимумом грузов. Но если неопрена много, нужно помнить — на глубине он сжимается, придется поддувать жилет, а это надо делать аккуратно, и несколько дополнительных грузов помогут избежать чрезмерного превышения плавучести.
Опять-таки, если у дайвера мало опыта в оценке глубины или контроле плавучести, если сильные волны и низкая видимость или попросту темно — лучше надеть пару кг лишнего груза, чтобы контролировать всплытие. Грузы, помимо всего прочего, нужно умело распределять. Это значит — и спереди, и сзади, и сверху, и снизу или по бокам. В любой оптимальной (и достигаемой!) плавательной позиции нужно уметь ничего не задевать ластами, не переваливаться с боку на бок, ноги не должны ни подниматься, ни тонуть.
На остановке безопасности, когда есть в запасе три минуты, стоит без суеты и спешки проделать следующие упражнения, проверяя свою нейтральную плавучесть:
— принять позу, похожую на позу лотоса, взявшись руками за кончики ласт — проверяется распределение грузов и регулировка плавучести;
— раскинуться лицом вниз, расслабиться и не двигаться — проверка, не переворачивается ли дайвер на бок, не тонут ли (или всплывают) ласты;
— растянуться на боку, не двигая руками и ногами — проверка на перегруз спереди или сзади, не переворачивается ли дайвер.
Если дайверу предстоит переход из пресной воды в соленую или наоборот, он должен просчитывать вес грузов при помощи формул, учитывая также свой вес и вес снаряжения. Нужно встать на весы со снаряжением и грузами, при которых достигается плавучесть в пресной или соленой воде (в среднем обычный баллон весит 12 кг, гидрокостюм в 3 мм — 3 кг, маска с ластами, регулятором и прочими составляющими — 5 кг, плюс вес грузов).
Если дайвер переходит из пресной воды в соленую, он должен умножить показания весов на 0,025 и прибавить вес грузов. Если наоборот, умножить на то же число и вычесть полученное значение от веса грузов. Например, если дайвер весит 65 кг, а его снаряжение для соленой воды — 27 кг, нужно умножить 92 кг на 0,025 (будет 2,3) и отнять 2 кг грузов. Еще лучше для дайвера, желающего уметь регулировать свою плавучесть и вес грузов, если он пройдет специальный курс под названием, например, «Идеальная плавучесть» или что-то наподобие.
На таких курсах, длящихся один-два дня и включающих два погружения, учат не только четко контролировать плавучесть, регулировать количество и расположение грузов, выбирать конфигурацию снаряжения, но и расслабляться, применять техники релаксации. А расслабляться и замедляться в воде — весьма полезный навык. Дайвер, совершающий лишние движения, ухудшает контроль плавучести, не говоря о том, что тратит зря воздух и энергию. Существует ряд стандартных проблем, характерных для не вполне опытных дайверов.
Так, дайвер может совершить все проверки и хорошо сдуть жилет, но не оставаться погруженным. Тогда нужно проверить, действительно ли пуст жилет-компенсатор, протянув руку за голову — там может задерживаться воздух — и отклониться, как в кресле, подняв инфлятор к поверхности, тогда весь воздух выйдет. Или дайвер не может контролировать плавучесть на большой глубине, а с ней и всплытие. Он может не знать, что неопрен гидрокостюма создает разницу плавучести (на поверхности и на 30 м глубины) в 7 кг, которая исчезает при подъеме.
Надо слегка сдуть жилет перед самым поднятием, а затем так же понемногу сдувать его каждые 5 секунд, за время которых делать вдох и отталкиваться ластами. К слову, неопрен теряет плавучесть по мере того, как гидрокостюм изнашивается. Также не стоит дергаться и поверхностно дышать у поверхности воды, нужно успокоиться, а также делать остановку безопасности там, где получится, а не именно на 5 метрах — главное, зависнуть на постоянной глубине.