26 июля 1956 года итальянский пассажирский лайнер «Андреа Дориа» у острова Нантакет столкнулся со шведским теплоходом «Стокгольм» и пошел на дно через 11 часов. Погибло почти 60 человек.
Начало
25 июля 1956 года капитан лайнера «Андреа Дориа» обратил внимание на приближающийся туман. По международным правилам он должен был уменьшить скорость своего лайнера. Но любое замедление хода вызвало бы опоздание прихода в Нью-Йорк и, как следствие, огромные убытки для компании. «Андреа Дориа» и так уже опаздывал на час после ночного шторма. Обе турбины корабля работали на полную мощность. Гигантский одиннадцатипалубный корабль шел через океан на самой большой скорости.
«Андреа Дориа» был не просто кораблем. Он символизировал второе рождение итальянского торгового флота по окончании второй мировой войны. Он был спущен на воду 16 июня 1951 года. Судно имело ширину и длину 212 метра и относилось к разряду самых больших и быстрых кораблей в мире. В каютах имелись произведения искусства, комфортная мебель и отделанные деревянными панелями стены. В каждом классе находился плавательный бассейн и кинозал.
17 июля 1956 года лайнер «Андреа Дориа» вышел из Генуи и совершил традиционное турне вдоль побережья Средиземного моря, посещая Канн, Гибралтар и Неаполь для приема почты, грузов и пассажиров. В пятницу, 20 июля 1956 года корабль покинул Гибралтар и взял курс на Северную Атлантику. На борту находилось 1134 пассажира.
25 июля был последним днем путешествия. Позади осталось 4000 миль. Капитан проложил кратчайший курс по Атлантическому океану — мимо Азорских островов и дальше, к плавучему маяку «Нантакет», обозначавшем приближение американского берега. Маяк являлся маленьким судном красного цвета, стоявшем на якоре на расстоянии 50 миль от острова Нантакет. Для второго корабля маяк «Нантакет» был символом прощания с Америкой. Теплоход «Стокгольм», круглогодично совершающий рейсы через океан в скандинавские страны, в этот день вышел из Нью-Йорка. На борту судна было 534 пассажира.
«Стокгольм» был спущен на воду в начале 1948 годы и первым из пассажирских кораблей, построенных после войны, стал плавать через Северную Атлантику. Он был самым маленьким из пассажирских лайнеров, совершавшей по ней рейсы, но зато самым большим из шведских кораблей. Судно имело очертания гоночной яхты, семи палуб, ширину 21 метр, а длину — 160 метров.
Столкновение.
«Стокгольм» держал курс на восток. Он собирался пройти неподалеку от плавучего маяка у мыса Нантакет, а затем свернуть к северу, к Скандинавским берегам. Такой маршрут был самым экономным и простым. Штурман «Стокгольма»заметил на радиолокаторе другое судно на расстоянии 12 миль. Корабль приближался. Штурман следил за ним, ожидая появления его огней. По правилам, на левом борту должен гореть красный огонь, а на правом — зеленый. При этом действовал закон о расхождении встречных кораблей: каждое судно при угрозе столкновения должно изменить курс вправо, чтобы пройти у встречного корабля по левому борту.
Точка на локаторе показывала стремительное сближение кораблей. Пять миль, четыре, три, две -но огни из-за тумана все не показывались! Судно шло на полной скорости. Бортовые огни «Андреа Дориа» стали видны прямо по курсу на расстоянии всего 1.8 мили. До столкновения при их скорости и курсе оставалось меньше трех минут… «Андреа Дориа» плыл в тумане уже несколько часов. Встречный корабль они увидели на расстоянии 17 миль. Суда стремительно сближались, но опасности в этом никто не усматривал, думая, что у них разные курсы. Лайнер шел на полной скорости, когда впереди стали видны огни встречного корабля…
Впоследствии обе стороны заявили, что сделали правильный маневр и повернули каждый в свою сторону, чтобы избежать столкновения, но затем встречное судно резко повернуло и направилось навстречу. Через несколько секунд столкнулись два современнейших лайнера, имеющие самое лучшее навигационное оборудование! Нос «Стокгольма», обшитый прочными стальными листами, с огромной силой протаранил итальянский лайнер и разворотил его так, как будто он был из тонкой жести. «Андреа Дориа» развернулся и увлек за собой шведское судно. Затем суда разъединились.
Шведы сохраняли спокойствие. Повреждения «Стокгольма&» были незначительными. Затоплены были только маленькие носовые отсеки, не игравшие особой роли. А вот на итальянский лайнер было страшно смотреть. «Андреа Дориа» содрогнулся от жуткого удара и почти сразу накренился на борт. Тысячи тонн морской воды хлынули в пробоину. По примерным оценкам, ширина дыры составляла примерно двенадцать метров. Пострадало семь из одиннадцати палуб. Крен на правый борт постепенно увеличивался, так как было разрушено самое уязвимое место корабля — отсек топливных цистерн.
Вода заливалась в пробоину все сильнее и сильнее. Не оставалось никаких сомнений в том, что лайнер со временем опрокинется на правый борт и затонет. Какое-то время после столкновения в главном машинном и котельном отделениях было сухо, но понемногу туда стала поступать с верхних палуб вода с маслом. Механики осознавали, что корабль не спасти даже при непрерывной работе всех насосов. Капитан отдал приказ о передаче сигнала SOS. В этих местах обычно курсировало много судов, и капитан рассчитывал, что они окажутся поблизости.
Самый сильный удар носа «Стокгольма» пришелся на палубу «С», где находились самые дешевые и тесные каюты. У их пассажиров не было никаких шансов на спасение. Те, кто не погиб в момент столкновения, захлебнулись в хлынувшей через пробоину воде. Количество погибших в этих каютах по правому борту составило больше половины от общего количества жертв. В основном это были семьи итальянских эмигрантов. Пассажиры кают, расположенных на верхних палубах судна, были спокойны.
По аварийному расписанию все 1250 пассажиров и 575 членов команды должны были покинуть судно на шестнадцати спасательных шлюпках. Но конструкция шлюпбалок не позволяла спускать шлюпки на воду при значительном крене. Поэтому шлюпки с левого борта нельзя было спустить на воду, и половина пассажиров и членов команды была обречена. Оставалась надежда только на спокойную погоду и быстрое приближение к месту трагедии других судов…Людям приходилось спускаться в шлюпки с высоты нескольких метров по канату. Понятно, что дети и пожилые люди не могли справиться с этим. Пожилым людям помогали спуститься сильные мужчины, а детей сбрасывали в шлюпки на растянутые одеяла.
Самая большая в истории успешная операция по спасению
Грузовое судно «Кейл Энн» длиной 119 метров было ближе всех к месту трагедии. Также изменили курс и поспешили на помощь американское военное судно «Рядовой Уильям Томас», норвежский грузовой корабль «Дионне», а также огромный французский лайнер «Иль де Франс», шедший во Францию и имевший на борту более 1,5 тысячи человек. На «Стокгольме» после часа ночи начали спускать спасательные шлюпки, но еще раньше к месту катастрофы подоспело судно «Кейл Энн», через час пришел «Рядовой Уильям Томас», тут же спустивший на воду пару моторных ботов.
На «Андреа Дориа» после столкновения паники не наблюдалось. Только на палубах кормовой части корабля, где были пассажиры третьего класса, царил хаос. Пассажиры первого и второго класса даже не знали о начавшейся эвакуации. Люди собирались на левой стороне лайнера и ждали там дальнейших указаний. Так как они не знали, что им грозит, ожидание было томительным. Когда стало известно о прибытии французского лайнера, люди воспрянули духом и поверили, что их спасут. На «Иль де Франсе» заранее подготовили спасательные шлюпки, одеяла, пищу, места в лазарете, дополнительные каюты. Около двух часов ночи туман рассеялся.
Эфир был заполнен тревожными голосами:
1:43 «Андреа Дориа»: Наше положение критическое. Нуждаемся в шлюпках, так как не можем спустить свои на воду.
2:20 «ль де Франс»: «На воду спущено десять шлюпок».
2:24 «Кейл Энн»: «Приняли на борт первых спасенных с итальянского лайнера».
3:20 «Стокгольм»: «Наша носовая часть разрушена. Первый трюм затоплен. Постараемся самостоятельно доплыть до Нью-Йорка. Но на всякий случай просим нас сопроводить.
3:59 «Эвергрин», катер береговой службы: «Кейл Энн» поднял на борт уже двести спасенных с лайнера.
4:05 «Рядовой Уильям Томас»: «Взял на борт пятьдесят человек».
4:25 «Стокгольм»: «На нашем борту 425 спасенных».
4:55 Радио береговой службы: «Удалось спасти 875 человек.»
6:10 Неизвестный корабль: «Лайнер сильно накренился. Главная палуба по кромку затоплена».
6:19 Радио береговой службы: «Стокгольм» будет сопровождать два корабля береговой охраны».
7:10 «Иль де Франс»: «Количество спасенных достигло тысячи человек».
Все люди были эвакуированы с «Андреа Дориа» к семи часам утра. Лайнер затонул в десять часов утра, через одиннадцать часов после столкновения со шведским судном. «Андреа Дориа» тонул правым бортом, вниз носом. Его корма на какое-то время оказалась задранной вверх, а потом тоже погрузилась на дно морское. А в это время капитан «Стокгольма» осторожно повел судно обратно в Нью-Йорк. Так завершилась самая успешная и самая крупная спасательная операция в истории мореплавания. С «Андреа Дориа» было снято 1662 человека из 1706 человек, находившихся на борту. Сорок три человека погибли в момент столкновения, а одну четырнадцатилетнюю девочку при толчке перебросило на «Стокгольм».
Почему же произошло столкновение? Изучение причин катастрофы происходило в Нью-Йорке с участием опытных юристов. Пытаясь защитить свои интересы и переложить вину и огромнейшие убытки на сторону противника, итальянские и шведские адвокаты вскрыли множество неприглядных фактов. На «Андреа Дориа» при входе в туман были приняты все меры безопасности: водонепроницаемые двери закрыты, автомат, подающий туманные сигналы, включен, впередсмотрящий поставлен. Два штурмана несли вахту на мостике, вели наблюдение за данными радиолокатора.
Но никто не делал графическую прокладку курса встречного корабля, из-за чего капитан лишь примерно представлял направление и скорость движения «Стокгольма». Как оказалось, на лайнере не только никогда не занимались этим, но капитан даже не знал о радиолокационной прокладке. Еще он не знал о маневренности корабля и его остойчивости. Судно продержалось на плаву одиннадцать часов, но никаких документов экспертам не предоставили, заявив, что они затонули вместе с кораблем.
На шведском судне дела с экипажем тоже обстояли не гладко. Вахту нес только один штурман, который отмечал на радиолокационном планшете все положения лайнера и спокойно следил за тревожным сближением кораблей. Он даже не позвал капитана на мостик, хотя это предписывалось инструкцией, хотя и удивлялся, почему так долго не видны огни встречного корабля. Позже он увеличил свою вину тем, что стер с планшета все данные.
Отдельно стоит сказать о невысоких моральных качествах команды «Андреа Дориа». Большинство из них заняло спасательные вельботы и, не взяв пассажиров, торопливо поплыли прочь от терпящего бедствие судна. «Андреа Дориа» не уменьшил скорость движения судна в тумане, как того требовали международные правила, а «Стокгольм» для сокращения пути изменил традиционный курс и оказался на пути встречных кораблей. Кроме того, корпус итальянского лайнера обладал сильными недостатками в конструкции.
В водонепроницаемой переборке был прорезан туннель, не имевшей водонепроницаемой двери. Из-за этого обстоятельства были залиты водой все генераторы. Судно затонуло, конечно, в большей степени из-за того, что водой заполнились пустые топливные танки. По инструкции они по мере опустения должны заполняться морской водой, но капитан оставил их пустыми, чтобы по прибытии не платить за выкачивание грязной балластной воды. Так как оглашение всех этих неприглядных фактов могли принести огромный ущерб обеим сторонам, то итальянские и шведские представители заключили соглашение о распределении убытков. Дело закрыли.