Многие дайверы мечтают запечатлеть на снимках увиденные красоты подводного мира. Но, чтобы фотографии получались красивые и качественные, необходимо изучить особенности съемки под водой. Для этого существуют учебники и статьи, непонятные термины можно найти в справочнике. Очень хорошо обсудить основные принципы и ошибки, которые допускают новички, с опытными фотографами.
Каковы же эти ошибки?
Расстояние
Очень распространенная ошибка. При фотографировании миниатюрных объектов необходимо приблизиться к ним так, чтобы расстояние было несколько сантиметров. Для объектов средних по величине достаточно расстояние, исчисляемое десятками сантиметров. Желательно при фотографировании пользоваться вспышкой, чтобы снимок получился более ярким. Если вы фотографируете объект на большом удалении, то вспышка не нужна.
Сверху или снизу?
Многие фотографы снимают объект сверху (как на этом снимке голожаберного моллюска), однако при фотографировании снизу на достаточно близком расстоянии снимки получаются гораздо более эффектные и необычные (снимок моллюска № 13).
Вот снимок снизу вверх рыбы-флейты, весьма необычный.
Довольно сложно снять снизу вверх плывущую рыбу, но эффект стоит усилий. На фото толстоголовый губан, снятый под углом.
Этот снимок выполнен сверху, для лучшего эффекта нужно было снять объект на уровне глаз.
Однако в любом правиле есть исключения. Что подтверждает фотография бычка с острова Каталины, изгиб и окраска туловища которого делают эффектной съемку сверху.
Свободное пространство
Часто основной объект фотографии занимает весь кадр, упираясь в края снимка, это распространенная ошибка. Для лучшей композиции объекту необходимо пространство, куда он может двигаться, так называемый «воздух на фото».
Вот тут «воздуха» не хватает свреху.
На этой фотографии добавление свободного пространства придало бы ей дополнительную легкость и стремительность.
Правильная композиция рыбки, снятой посередине, показана на данном снимке, сделанном цифровой зеркальной камерой.
Обрезка объектов
Очень портят снимки обрезанные краями фотографии изображения объектов. Обрезка бывает оправданной только при съемках очень крупным планом, когда объект заполняет кадр весь, то есть образка обыгрывается ракурсом и композицией.
Вот пример испорченного обрезкой снимка. Рыба с полностью сфотографированным хвостом смотрелась бы гораздо эффектнее.
На этом фото обрезку несколько компенсирует хороший ракурс и «свободный воздух на фото».
Вот тут технически превосходную композицию портит отсутствие свободного воздуха и обрезка.
Резкость
При съемке объектов имеющих антенны (ринофоры), как этот голожаберный моллюск, существуют свои тонкости. Задача фотографа сфокусировать камеру прямо на ринофоры, чтобы добиться резкого изображения. Преимущество в выстраивании композиции у фотографов, которые пользуются камерой с несколькими точками фокусировки. Этот кадр выполнен с 18 диафрагмой.
Также снимок с 18 диафрагмой и фокусировкой на ринофоры. Это Голожаребник на острове Каталина.
На этом снимке представлена рыба-игла (дифрагма № 14), фотограф взял в фокус глаза рыбы.
Центровка изображений
Всегда ли нужно пытаться расположить основной объект в центре? При съемке крупного плана такая компоновка смотрится часто прекрасно, но иногда более выигрышно было бы сместить композицию.
Например, рыбу с этой фотографии стоило снять более крупно и сместить относительно центра.
Кадрирование
Для получения максимально удачного изображения можно применять кадрирование, конечно, не увлекаться им чрезмерно, так как оно уменьшает размер фотографии для печати.
Фон
Для получения хорошей фотографии большое значение имеет фон. Он не должен отвлекать внимание от объекта съемки. Для этого старайтесь снимать снизу вверх, под углом, найдите наиболее выгодный ракурс, используйте увеличение или объектив с длинным фокусом.
Если у вас зеркальная фотокамера, то выставляйте отверстие диафрагмы оптимальное для получения размытого фона. Снимок ниже сделан хорошо, однако фон слишком отвлекает от объекта. Тут можно было бы уменьшить размер диафрагмы.
Объект съемки
При широкоугольной съемки нередка такая ошибка, как отсутствие объекта, как такового. Как на этом снимке, при всем его прекрасном фоне.
Еще одно фото, прекрасно выполненное технически, но без выраженного объекта в кадре, что сильно портит впечатление.
Пример правильного выбора объекта приведен ниже.
Не бойтесь экспериментировать, для того чтобы овладеть в совершенстве искусством подводного фотографа.