Идеальными условиями для подводной фотографии является чистая, незамутненная вода, в которой можно получить отличные кадры подводной флоры и фауны, а также других дайверов. Но не только в прозрачной воде получают великолепные снимки подводные фотографы. Нередко подводному фотографу приходится делать снимки в довольно плохих условиях: среди мусора, не очень хорошей видимости, снимая миниатюрных существ. В грязной воде обитает множество интересных и разнообразных существ.
Чтобы запечатлеть их приходится не обращать внимания на пластиковые бутылки, банки, туфли, покрышки и другой хлам, собравшийся на дне морском. Так как именно на этих свалках живут редчайшие организмы, такие как рыбы-лягушки, морские коньки, мальки коралловых рыб на Бонэйре или скорпены, ботусы, морские петухи, бычеглазые омары на Гренадинах и сент-Винсенте. Наибольшей же популярностью пользуются Туламбен, Лембех, Раджа Ампат (Индонезия), остров Мабул (Малайзия), Милн Бей в Новой Гвинее, где можно получить уникальные фотографии при желании и умении.
Для того чтобы запечатлеть микроскопических существ, обитающих в грязной воде, вам понадобятся аппараты с макро объективами 105 или 100 мм (с полноформатной матрицей) или 60-50 мм (кропнутая матрица). Для максимального увеличения применяйте линзы увеличивающие 1:1. Крепить макролинзы или удлинительные кольца к объективу необходимо внутри бокса. Такое погружение будет посвящено только фотографированию миниатюрных существ.
Существует также метод применения съемных внешних линз для увеличения, которые надеваются при обнаружении микро объекта (Nexus Wet Diopter, Backscatter Macro-Mate и т. д.). Лучшее увеличение обеспечивает Macro-Mate (1:2). Вы можете встретить и более крупные объекты, поэтому имеет смысл пользоваться гибкой системой. К примеру с 16-35 мм снимок осьминога получился бы лучше, а с 100 мм его пришлось обрезать. Камера, где можно переключаться с режима макро в режим широкоугольной съемки и так далее предоставляет больше возможностей.
При погружении в грязной воде видимость ухудшается из-за дождей, наносов на дне, взмутненных прибоем, видимость ухудшают и особенности песчаного дна, особенно при неумении правильно отрегулировать плавучесть или неправильной работе ластами. На объектах находящихся не в открытой воде (осьминог) «снег» вспышек практически не виден, а вот в открытой воде, особенно темные объекты, снять сложнее. Избежать «снега» иногда никак не удается (сомы). Фотограф может замаскировать «снег» с помощью фона, или комбинируя углы вспышки, но зачастую избавить от «снега» может только фотошоп.
Конечно, находить интересные объекты для съемки могут и сами дайверы, но все же услуги гида, который хорошо знает данную местность и ее обитателей, трудно переоценить. К примеру, морского конька фотограф без помощи гида просто бы не нашел. Чтобы сделать качественную фотографию нужно много времени, услуги гида его экономят очень существенно. У помощника есть возможность выискивать множество интересных кадров, пока фотограф работает над одним, что повышает эффективность работы.
Многие существа долгое время остаются на одном месте, и, знающий местность проводник, легко найдет их, к тому же он может получить ценную информацию от своих коллег. Собираясь на фотоохоту за мелкими рыбешками или микроскопическими организмами, стоит помнить, что не все туры в загрязненной воде одинаковы. Не каждый, к примеру, согласится погружаться в грязь от сточных канав, в которой плавают тела мертвых животных и над головами дайверов вываливается мусор. Возможно, и в таких местах можно обнаружить просто поразительных созданий, но лучше выбирать те туры, где дайв-гиды готовы показать вам разнообразный подводный мир.
У подводных фотографов существует свой, особый этикет. Искушение сделать уникальные снимки любой ценой следует преодолевать, стараясь не навредить экосистеме, сохранить хорошие отношения с другими дайверами и не уронить свой авторитет, как фотографа. Если вы нашли интересный объект, тем более, если на него указал гид, то следует дать другим дайверам возможность также заснять его.
Постарайтесь не испортить место съемки тем, кто ждет своей очереди, не занимайте лишнее время. Старайтесь не мешать работе других фотографов. Если по многократным вспышкам вы поняли, что товарищ наткнулся на нечто любопытное, не вмешивайтесь в процесс его работы, не напугайте объект, а терпеливо ждите очередь, находясь на дистанции, или найдите свой объект.
Крайне важно правильно отрегулировать плавучесть и нормально работать ластами, чтобы не взмутить песчаный или илистый донный грунт, что затруднит обзор и съемку не только вам, но и всем коллегам. Также не следует, выбирая ракурс для «бесснежной съемки», затем отталкиваться гребками от поверхности, взмутив ил и испортив пейзаж другим фотографам.
Конечно, главная цель вашего гида заработать деньги, которые ему платят, в том числе, за удачные и эксклюзивные объекты для фотографии. Но не надо провоцировать их на разрушение экосистемы, вознаграждая деньгами или морально, к примеру, за бросание в воды осьминога, закопавшегося в песок. Награждайте гида за действительно редкие, найденные в естественной среде и не потревоженные объекты.
Таким образом, чтобы сделать прекрасные фотографии маленьких разнообразных объектов в мутной и грязной воде, необходимо запастись соответствующим оборудованием, терпением, правильно выбрать дайв-сайт, прочитав отзывы других фотографов. Лучшим решением будет положиться на интуицию, опыт и знание местности вашего дайв-гида.
Кроме того, помните, что главный принцип фотографа — смотреть, но не вмешиваться. Делая снимки, вы не должны тревожить местную фауну, вредить ей, относитесь к экосистеме бережно. При соблюдении этих условий не только вы, но и многие любители фотоохоты после вас смогут получить великолепные кадры подводной микроскопической жизни.