Зачем учить навигацию? Такой вопрос задают многие посетители дайв-школ. Действительно, с первого взгляда вся эта мешанина наукообразных слов и математических выражений кажется непроходимым лесом и пустой потерей времени. Лучше погрузиться лишний раз, чем усваивать оптимальную маршрутизацию с учетом направления течения.
А вот тут вы заблуждаетесь, будущие великие исследователи морских глубин! Ибо совершенствуясь в искусстве ныряния, вам постепенно наскучит тихая акватория с рыбным супом ;). Неизведанные места, которые так и манят обещаниями показать сокровища, отгораживаются от дайверов течениями вынуждая применять векторный анализ для навигации в нужную точку.
Вы что-то сказали про навигатор? Да, действительно — это хороший и нужный прибор. Но не будем на него рассчитывать целиком, ведь никто не отменяет закон, по которому самая важная техника ломается в самый необходимый момент. А настоящий дайвер должен быть готов ко всему. И к сложению векторов тоже, тем более что это не так уж и сложно.
Суть метода — графическое изображение векторами направления движения человека и течения для выявления возможных промахов и ошибок при перемещении из исходной точки в конечную. Расчет передвижения дайвера внутри течения базируется на его фактической скорости. Измерение скорости конкретного человека происходит трехкратно в стоячей воде вдоль измерительного конца длиной 100 ф. Из полученных цифр выводится среднее значение скорости, расхода воздуха и движений ластами.
Скорость течения и его направление определяются либо с помощью приведенной таблицы, либо практически. Во втором случае плот заякоривают и засекают время преодоления 100 ф (определяется скорость) и сторону движения (определяется направление течения). Переходим к объяснению векторного метода. Для примера возьмем двух рэк-дайверов — Васю и Колю. Оба молодых человека только что закончили обучение, сильны физически и любят соперничать. Скорость у ребят одинаковая: 100 ф за 1,5 мин, значит 1,5/100 = 66,7 ф/мин.
На данный момент у них соревнование — кто первый опустится на затонувший корабль. Рэк находится в 500 ф от точки входа в воду наших друзей по курсу 000 (строго на север). Друзья измерили скорость течения — 50 ф/мин и его направление 075 (см. рис.1). Таким образом, идеальное время достижения конечной точки 500/66,7 = 7,5 мин. Дайвер Вася, почесав репу, решает плыть напрямую к кораблю без всяких там векторных глупостей.
И, уже предвкушая победу над Колей, погружается в воду. Коля берет транспортир, линейку и морскую карту (как альтернатива может быть использована миллиметровка). Сначала он рассчитывает путь товарища на листочке, проведя вектор черного цвета по курсу 000 длиной 66,7 делений (скорость дайвера в минуту). Рис. 2.
Затем от точки выхода (на рисунке — наконечник стрелки) Коля проводит вектор течения — красную линию с направлением 075 длиной 50 делений (скорость потока в минуту). Рис. 3.
Для удобства Коля обозначил точку погружения буквой Е, а точку предполагаемого выхода — Р. Соединив эти две точки, Коля получил суммарный вектор ЕР, наглядно показывающий влияние течения на путь Васи за одну минуту. Рис. 4.
Теперь, что бы узнать, где всплывет его напарник, Коля берет морскую карту. Обозначив вектор Васи (черная стрелка), Коля взял линейку и измерил минутный вектор ЕР. На карте, отложив на векторе течения полученное значение 7,5 раз (общее время для преодоления 500 ф) Коля определил новую точку — Д. Дальше уже самое простое — определить расстояние на карте от точки Д до корабля. В нашем случае получается, что Вася отплывет не менее чем на 380 ф. Рис. 5.
Представив, как удивится Вася, Коля потер руки и начал проводить новые расчеты — для себя. Начертив прямую курсом строго на север, дайвер отметил точку входа. Рис. 6.
С учетом ситуации товарища, Коля решает идти другим путем. А именно — против течения, входя в него под углом. Для этого он обозначает течение направления 075 (50 делений), вектор Р которого исходит от точки Е. Рис. 7.
Из точки Р дайвер проводит циркулем окружность радиусом 66,7 (скорость пловца) до пересечения с основным черным вектором. Точка, где прямая и окружность пересекаются, обозначена буквой I. Рис. 8.
Прочертив ровную прямую, проходящую через точки Р и I, Коля определяет нужный курс 315, следуя которому он всплывет точно возле рэка, несмотря на течение. Рис. 9
Перед погружением Коля определил курс по компасу с учетом склонения магнитной стрелки. Конец соревнования: пока Вася преодолевал лишние 380 ф, Коля считал найденные на борту затонувшего корабля пиастры. Вскоре друзья опять захотели опуститься на этот рэк. Только расчеты проводил поумневший Вася. Однако в этот раз скорость течения увеличилась до 300 ф/мин. Вася правильно нарисовал курс и вектор течения с новыми данными. Рис. 10.
Но радиус скорости плывущего не пересек намеченный путь. Получается, что попасть на рэк можно только с механической помощью, а самостоятельно это нереально. Вася попытался нащупать другую точку входа, используя векторный подход.
Для этого он взял корабль, в качестве ориентира. На карте Вася обозначил красным течение, длиной 300 делений и направлением 255. Потом черный вектор дайвера с параметрами — 66,7 делений в направлении 180. Продлив суммарный зеленый вектор на карте до берега, ребята нашли новую точку входа. Рис. 11.
Но в этот раз дайверы решили не рисковать и не входить в такое течение из-за недостатка опыта. В заключении хочется сказать, что хоть векторный способ и не идеален ввиду необходимости использования постоянных значений прямолинейной скорости и направления течения, но преимущество сэкономленных сил от векторной навигации налицо.
В случае, когда у вас не получится пересечение суммарного вектора и берега, то используйте некоторые уловки:
— удлинить вектор скорости можно, если плыть быстрее;
— возьмите с собой лодку и буксировщик DPV;
— проведите с чьей-либо помощью конец до места погружения (рэка);
— не погружайтесь вовсе.
Удачи во всех начинаниях!